|
материалы, которые подходят для их выражения, и благодаря этому образуется
новое ментальное тело для предстоящего рождения на земле.
Вибрации ментальных сил пробуждают энергии, принадлежащие природе желания, и
эти последние начинают также вибрировать; по мере своего пробуждения они
привлекают к себе подходящие материалы из материи астрального мира, из которых
и образуется новое астральное тело для приближающегося воплощения. Таким
образом, Мыслитель облекается в ментальную и астральную оболочки, которые
выражают с точностью все его способности, развитые в течение всех предыдущих
ступеней его жизни.
Затем он увлекается силами, о которых будет сказано впоследствии [См. гл.VII
о "Перевоплощении"], в семью, способную снабдить его подходящим физическим
покровом, и входит в соприкосновение с этим покровом посредством своего
астрального тела. В течение утробной жизни ментальное тело переплетается с
низшими оболочками, и эта связь становится все теснее и теснее на протяжении
всего детского возраста, пока, на седьмом году жизни, оболочки эти не придут в
прикосновение с самим Мыслителем, насколько данная ступень эволюции позволяет
это. И тогда он начинает слегка контролировать свои оболочки, если последние
уже достаточно развились, и то, что мы называем совестью, есть его повелевающий
голос.
Когда земная жизнь кончается, физическое тело отпадает и вместе с тем
кончается возможность соприкосновения с физическим миром; тогда все силы
Мыслителя сосредоточиваются в астральной и ментальной сферах. В свое время и
астральное тело отпадает, и тогда вся жизнь Мыслителя сохраняется в ментальной
сфере, причем астральные способности остаются заключенными в нем самом как
скрытые энергии. Когда же процесс ассимиляции закончится и здесь, ментальное
тело распадется и его энергии — в свою очередь — переходят в виде скрытых сил
внутрь Мыслителя, и тогда он переносит свою жизнь полностью в мир arupa, в свою
прирожденную обитель. Отсюда, после того как переживания его в высших трех
мирах превратятся в способности и силы, он снова начинает свое странствие и
проходит новый цикл жизни с увеличенными силами и знанием.
Личность состоит из преходящих оболочек, посредством которых Мыслитель
действует в физическом, астральном и низшем ментальном мирах и из всех тех
деятельностей, которые соприкасаются с этими мирами. Деятельности эти связаны
звеньями памяти, возникшими благодаря впечатлениям, оставленным на трех низших
телах, а благодаря отождествлению Мыслителя со своими оболочками возникает и
личное Я. На низших ступенях эволюции это Я связано с физическим и астральным
проводниками, в которых и проявляется наиболее энергичная деятельность; позднее
оно бывает связано с ментальным проводником, который и становится преобладающим.
Таким образом, личность с ее преходящими чувствами, желаниями и страстями
образует из себя как бы независимое существо, хотя она и извлекает все свои
силы из Мыслителя, которого облекает собой; и так как ее свойства,
принадлежащие низшим мирам, бывают часто в прямом противоречии с вечными
интересами Живущего в теле, то и возникают конфликты, в которых победа
склоняется то на сторону временных наслаждений, то на сторону вечного. Жизнь
личности начинается только тогда, когда Мыслитель построит свое новое
ментальное тело, и существование ее продолжается только до тех пор, пока это
ментальное тело не распадется в низшей области Девакана.
Индивидуальность же заключает в себе самого Мыслителя, бессмертное дерево,
которое выбрасывает из себя личности, подобно листьям, длящимся в весеннюю,
летнюю и осеннюю пору человеческой жизни. Все, что листья воспринимают в себя,
претворяется в сок, циркулирующий по их венам, осенью же этот сок вливается в
родной ствол, а сухой лист отпадает и погибает. Лишь Мыслитель живет вечно, тот,
для которого "час не пробьет никогда", тот, вечно юный, который, по выражению
Бхагавад-Гиты, надевает и сбрасывает тела так же, как человек надевает на себя
новые одежды и снимает старые. Каждая личность представляет собою роль для
бессмертного Актера, который выступает на подмостки жизни снова и снова, и в
переживаемой им жизненной драме каждый принятый им на себя характер есть дитя
предшествовавшего и отец будущего. Таким образом, жизненная драма есть
непрерывающаяся история одного и того же действующего лица, которое
последовательно разыгрывает различные роли.
Пока Мыслитель проходит через ранние ступени человеческой эволюции, жизнь
его ограничивается тремя мирами, которые мы изучали в этих главах, но придет
время в жизни человечества, когда оно проникнет в более высокие миры, и тогда
перевоплощение перейдет в область прошлого; но пока колесо рождения и смерти
продолжает вращаться, и человек все еще привязан к нему своими желаниями,
источник которых находится в трех низших мирах, жизнь его должна протекать в
этих мирах.
К царству духа, которое превышает эти миры, мы и обратимся теперь, хотя мало
понятного и полезного для настоящей ступени развития может быть сказано о нем.
Но то, что может быть сказано, все же необходимо для дополнения очерка Древней
Мудрости.
Глава VI. ДУХОВНЫЕ СФЕРЫ (БУДДХИ И НИРВАНА)
Мы видели, что человек есть разумная самосознающая сущность, Мыслитель,
облеченный в тела, принадлежащие низшей ментальной, астральной и физической
сферам. Теперь мы подходим к изучению Духа, который является его сокровенным
Я, источником, откуда он произошел.
Этот Божественный Дух — луч, исходящий из Логоса и разделяющий Его Сущность,
обладает троичной природой самого Логоса, и эволюция человека, как такового,
|
|