|
влить в них энергии, которые сделают их лучше вооруженными для предстоящих
задач. Руководство, идущее от него, чувствуется иногда в низшем сознании как
повелительно принуждающая сила, которая пролагает свой путь и побуждает к таким
поступкам, которые могут быть неясны для более смутного сознания ментальных и
астральных оболочек. Люди, совершавшие великие деяния, иногда оставляли
свидетельства о том, что какая-то внутренняя поднимающая и понуждающая сила
заставляла их, как бы помимо их воли, поступать так, а не иначе. И тогда-то они
и совершали истинно человеческие дела; Мыслитель, который и есть внутренний
человек, производит свою работу сознательно посредством тел, которые и
выполняют свои деятельности как простые проводники индивидуального.
В третьей, высшей, области ментальной сферы пребывают Ego (бессмертные Я)
Учителей и Посвященных и их учеников; здесь в оболочках Мыслителя преобладает
тонкая материя этого высшего мира. Именно из этого мира высочайших ментальных
сил Учителя распространяют свою благотворную деятельность на пользу
человечества, проливая потоки благородных идей, вдохновляющих мыслей,
молитвенных стремлений, потоки духовной и интеллектуальной помощи людям.
Каждая образующаяся там сила излучается в бесчисленных направлениях, и
наиболее благородные и наиболее чистые души легче всего воспринимают эти благие,
несущие помощь влияния. Так, новое открытие внезапно озаряет мысль терпеливого
исследователя скрытых сил природы; новая мелодия восхищает слух великого
музыканта; ответ на давно искомую задачу освещает возвышенный разум философа;
новая энергия надежды и любви проникает в сердце бескорыстного деятеля на
пользу обездоленных людей. А между тем люди думают, что они оставлены без
всякой помощи, хотя те самые выражения, которые они часто употребляют, вроде:
"внезапная мысль посетила меня", "открытие молнией пронеслось во мне" и т.д.,
бессознательно подтверждают истину, которая хорошо известна их высшему Я, хотя
она и скрыта для их слепого физического взора.
Возвратимся теперь к изучению Мыслителя и его оболочек, какими они являются
у людей на земле. Тело мысли, обусловливающее сознание в четырех низших
подразделениях ментальной сферы, ментальное тело, как мы называем его,
составлено из агрегатов материи названных четырех подразделений. Когда
Мыслитель, индивидуальность, душа человека воплощается, она излучает вначале
некоторую часть энергии в вибрациях, которые привлекают к ней и облекают ее в
материю четырех низших подразделений ее собственной сферы (ментальной).
Сообразно свойствам вибраций, привлекается тот или другой род материи: так,
более тонкая материя отвечает на более быстрые вибрации и получает под их
влиянием определенную форму; более грубая материя отвечает на более медленные
вибрации совершенно так же, как струна прозвучит тою же нотою, т.е. данным
числом колебаний, в ответ на ноту, изданную струной одинаковой с ней длины и
напряжения, но она же останется немой среди целом хора нот, произведенных
несоответствующими струнами. То же самое и относительно различных родов материи,
которые все отвечают лишь на соответствующие каждому роду вибрации. В полном
соответствии с вибрациями, посылаемыми Мыслителем, будет и природа ментального
тела, которым он окружает себя, и это ментальное тело и есть то, что мы
называем низшим разумом или низшим манасом, ибо оно являет собою самого
Мыслителя, облеченного в материю низших подразделений ментальной сферы и
ограниченного в своих проявлениях этой материей. Ни одна из его энергий,
слишком утонченная, чтобы привести в движение этот род материи, и слишком
быстрая, чтобы вызвать в ней ответные колебания, не может проявиться через нее;
следовательно, Мыслитель по необходимости ограничен материей, обусловлен ею,
сокращен ею в проявлениях своего Я. Это — первая из темниц, в которые он
заключает себя во время своей воплощенной жизни, и пока его энергии действуют
внутри нее, он по большей части отделен от своего собственного высшего мира,
так как все его внимание устремлено на исходящие из него силы; благодаря этому
и его собственная жизнь вовлечена в низшее тело мысли, которое называется то
оболочкой (vessel), то ножнами (sheath), то проводником (vehicle) — дело не в
выражении: каждое из них указывает на то, что Мыслитель не есть ментальное тело,
что он пользуется им для проявления себя настолько, насколько это возможно в
низшей ментальной области.
Не следует также забывать, что его энергии, продолжающие стремиться наружу,
собирают вокруг него также и более плотную материю астральной сферы, из которой
образуется его астральное тело; в течение его воплощенной жизни энергии его,
выражающиеся посредством низших видов ментальной материи, превращаются так
легко в более медленные вибрации, соответствующие астральной материи, что оба
тела — ментальное и астральное — беспрестанно вибрируя вместе, под конец
становятся тесно переплетенными между собою; чем грубее свойство материи,
внесенной в построение ментального тела, тем теснее становится эта связь, так
что оба тела причисляются иногда к одному разряду и даже принимаются за одно
[Так теософ употребляет выражение "Кама-Манас", подразумевая, что мысль
работает одновременно со страстным началом человека, с его "телом желания",
подвергаясь воздействию со стороны животной природы. Последователь Веданты
причисляет оба тела или оба начала к одному разряду и говорит об Ego, о высшем
Я, проявляющемся через manomayokosha, оболочку, соединяющую и низшее разумное
начало, и начало страстей и эмоций. Европейский психолог устанавливает
"чувствования" как часть "души" и под чувствованием понимает как эмоции, так и
ощущения].
Когда мы приступим к изучению перевоплощения, мы увидим, какое большое
жизненное значение имеет этот факт.
Тип ментального тела, которое человек образует на своем пути к новому
воплощению, будет вполне соответствовать достигнутой человеком ступени эволюции,
|
|