|
абстрактные и конкретные мысли, например, абстрактная мысль о треугольнике не
имеет формы, но заключает в себе все фигуры, ограниченные тремя прямыми линиями,
углы которых составляют два прямых угла; такая идея с заключенными в ней
условиями, но без формы, брошенная в низший мир, может дать жизнь обширному
разнообразию фигур — прямоугольных, равнобедренных, разносторонних,
всевозможных размеров и цветов, но все отвечающие условиям конкретного
треугольника, каждая со своим собственным определенным очертанием.
Невозможность дать в словах ясного представления о том, как различно
действует сознание в области конкретного и в области абстрактного, зависит от
того, что слова — символы образов; они принадлежат к области малого разума,
проявляющегося с помощью мозга и всецело основаны на его работоспособности;
тогда как "бесформенная" область принадлежит Чистому Разуму, который никогда не
проявляется в узких пределах человеческой речи.
Ментальная сфера служит отражением для Мирового Сознания в природе, и она же
соответствует в нашей небольшой системе Великому Разуму всего Космоса [Mahat,
Третий Логос или Божественный Творческий Разум, Брама индусов, Манджусри
северных буддистов, Святой Дух христиан]. В ее высших областях существуют все
первообразы идей, которые ныне находятся на пути конкретной эволюции; идеи эти
осуществляются в ее низших областях в последовательных формах, которые затем и
воспроизводятся в точности в астральном и физическом мирах.
Материя этой сферы способна сочетаться самым различным образом под
воздействием вибраций мысли, она может вызвать к жизни любое сочетание, которое
мысль способна создать; как из железа можно сделать и лопату для обработки
земли, и меч для битвы, так же и ментальная материя может обращаться в
мысле-образы, приносящие или пользу, или вред. Вибрирующая жизнь Мыслителя
формирует вокруг него ментальные материалы, и сообразно его желаниям происходит
работа мысли. В этой области мысль и действие, воля и выполнение — одно и то
же: дух-материя является здесь послушным слугою жизни, приспособляясь к каждому
творческому движению.
Эти вибрации, создающие из ментальной материи мысле-образы, дают также
начало — благодаря своей быстроте и тонкости — необыкновенно красивым и изящным,
вечно изменяющимся краскам, волнам переливающихся оттенков, подобным радужной
игре на перламутровой поверхности, воздушным и ярким в степени, непередаваемой
земными впечатлениями; волны эти проносятся через все формы таким образом, что
каждая из них представляет из себя гармонию струящихся, живых, светящихся,
нежных цветов, многие из которых даже неизвестны на земле. Никакими словами
нельзя передать изящную красоту и сияние, проявляющиеся в сочетаниях этой
тонкой материи, проникнутой жизнью и движением. Каждый ясновидец, когда-либо
созерцавший ее — индус, буддист или христианин — все говорят в восторженных
выражениях о ее сияющей красоте и сознают полное бессилие земных слов, чтобы
описать ее. Слова способны дать лишь грубое и искаженное понятие, как бы
красиво они ни слагались для ее прославления.
Среди живых существ, действующих в ментальной сфере, мысле-образы играют,
несомненно, большую роль. Они схожи с теми мысле-образами, которые мы уже
узнали в астральной сфере, с той разницей, что они окрашены гораздо светлее и
ярче, что они сильнее, существование их продолжительнее и в них более жизненной
энергии. Чем определеннее становятся высшие умственные качества человека, тем
резче вырисовываются внешние очертания его мысле-образов и в них замечается
наклонность к удивительному совершенству геометрических построений,
соединенному с поразительной чистотой светящихся красок. Излишне и прибавлять,
что на настоящей ступени человечества преобладают обычные,
неопределенно-построенные мысле-образы, создания дурновоспитанных умов
большинства. Здесь также встречаются и редкой красоты художественные мысли, и
неудивительно, что художники, уловившие в мечтах проблеск совершенства своего
идеала, мучаются от невозможности воспроизвести его сияющую красоту земными
тусклыми красками.
Эти мысле-образы строятся из "элементальной эссенции" ментальной сферы,
вибрации мысли придают ей соответствующую форму, в которую мысль и воплощается,
пребывая в ней как одушевляющая ее жизнь.
Таким образом, мы и здесь имеем "искусственные элементали", созданные таким
же образом, как и в астральной сфере. Все, что сказано во второй главе об их
происхождении и значении, может быть повторено и относительно мысле-образов
ментальной сферы, но здесь ответственность их созидателей увеличивается,
благодаря большей силе и продолжительности явлений в этом высшем мире.
Элементальная эссенция сферы создана Монадой в период ее сошествия
непосредственно перед ее вступлением в астральный мир, и она образует второе
элементальное царство, населяющее четыре низшие подразделения ментальной сферы.
Три высшие подразделения (без формы) населены первым элементальным царством;
там сила мысли не приводит элементальную эссенцию в определенные формы, а в
состояние сверкания, в цветовые потоки, в молнии живого огня, словно
приурочиваясь к сложным действиям, но не принимая еще на себя определенного
ограничения форм.
В ментальной сфере, в обоих ее обширных отделах, существует множество Духов,
низшие тела которых состоят из светящейся материи и элементальной эссенции
ментальной сферы, Светозарные, которые направляют процессы природы, следя за
сонмами низших духов, о которых уже была речь, в то же время состоя в
подчинении у великих представителей семи элементов [Это — "Арупа и Рупа Девы"
индусов и буддистов, "Владыки небесного и земного" последователей Зороастра,
Архангелы и Ангелы христиан и магометан]. Это — Существа с обширными знаниями,
с великими силами, обладающие великолепным внешним видом: сияющие, искрящиеся,
|
|