|
серо-лиловое эфирное тело и занятый созерцанием панорамы всей своей жизни,
которая в смертный час развертывается перед ним во всех пережитых подробностях.
В этой картине жизни запечатлены все события его земного существования, и
великие, и малые. Он видит все, чем домогался в жизни: и свои обманутые
ожидания, и усилия свои, и торжества, и неудачи, и свои привязанности, и
антипатии; преобладающий смысл всей жизни выступает определенно, ее руководящая
мысль выясняется и запечатлевается глубоко в душе, определяя ту область, где
будет протекать большая часть загробной жизни умершего. Торжественна бывает та
минута, когда человек стоит лицом к лицу со своей жизнью и из уст своего
прошлого слышит предуведомление относительно своего будущего. На короткое
мгновение он видит себя таковым, каков он есть, узнает истинную цель жизни и
убеждается, что закон непреодолим, справедлив и благ. Вслед за тем
магнетическая связь между плотным и эфирным телом прерывается, товарищи земной
жизни разъединяются и, кроме исключительных случаев, человек погружается в
мирное бессознательное состояние.
Тихо и благоговейно должны держать себя все, которые собрались вокруг
умирающего, и торжественное молчание не должно нарушаться, чтобы не отвлекать
отходящего от обзора проносящейся перед его внутренним взором истекшей жизни.
Громкий плач и шумные жалобы могут потревожить умирающего и нарушить
сосредоточенное внимание его души, и потому врываться со своим личным
огорчением в тишину, которая помогает и успокаивает отходящего, и грубо, и
эгоистично. Религия обнаружила мудрую предусмотрительность, предписав читать
отходные молитвы над умирающими; благодаря таким молитвам сохраняется тишина, и
в окружающих вызывается стремление помочь отходящему, что, как и всякая мысль
любви, защищает и ограждает того, к кому она направлена.
Через некоторое время после смерти, обыкновенно по истечении тридцати шести
часов, человек выходит из своего эфирного тела, покидая и его в свою очередь
как бесчувственный труп, который, оставаясь вблизи от своего плотного двойника,
разделяет его участь. Если физическое тело опускается в могилу, эфирный двойник
витает над ней, медленно распадаясь на составные части, и то неприятное чувство,
которое многие испытывают на кладбищах, зависит главным образом от присутствия
этих разлагающихся эфирных трупов.
Но если тело сжигается, его эфирный двойник распадается очень быстро
благодаря тому, что теряет свой физический центр притяжения, и это одна из
многих причин, почему сжигание трупов следует предпочитать погребению.
Удаление человека из эфирного двойника сопровождается исхождением из него
"праны", которая тут же возвращается в великий резервуар космической жизни,
тогда как человек, готовый уже перейти в Камалоку, претерпевает некоторые
изменения в своем астральном теле, которое должно приспособиться к
очистительному процессу, необходимому для освобождения самого человека
[Результатом этих перемен является то, что носит название Yаtanp или страждущее
тело; в случае же, если умерший был очень дурной человек и в его астральном
теле преобладала самая грубая материя, тело это называется Dhruram, или крепкое
тело]. Во время земной жизни человека различного рода астральные материи
проникают в состав его астрального тела так же, как частицы твердые, жидкие,
газообразные и эфирные проникают в физическое тело. Изменения, происходящие
после смерти в астральном теле, состоят в разделении этих материалов, сообразно
их относительной плотности, в целый ряд концентрических оболочек или "скорлуп",
причем самая тонкая располагается внутри, а самая плотная — снаружи, и каждая
"скорлупа" образуется из материалов, извлеченных из соответствующего
подразделения астральной сферы. Таким образом, астральное тело становится
сочетанием из семи наложенных один на другой слоев, или семисоставным покровом
из астральной материи, в котором человек остается заключенным до тех пор, пока
распадение этого сложного покрова не освободит его. Теперь становится понятным,
какое огромное значение имеет очищение астрального тела во время земной жизни.
Человек задерживается в каждом подразделении чистилища до тех пор, пока
оболочка из материи, соответствующей проходимой области, не распадется
настолько, чтобы человек мог свободно подвигаться дальше. Более того, степень
его сознательности в каждом из семи отделов астрального мира решает, будет ли
он задержан в данной области или же пройдет через нее в бессознательном
состоянии, погруженный в "розовые сновидения", и задержится там ровно настолько,
сколько потребуется времени для чисто механического процесса разложения его
наружной оболочки.
Духовно развитый человек, очистивший свое астральное тело настолько, что в
его составные части входят только наиболее тонкие частицы из всех подразделений
астральной материи, проходит через чистилище без всякого замедления, причем
астральное тело его разрушается с чрезвычайной быстротой, и он беспрепятственно
направляется к пределу, до которого его может допустить достигнутая им ступень
эволюции.
Менее развитый человек, но который вел жизнь чистую и воздержанную, который
не отдавал души своей за земные блага, пронесется менее быстро через чистилище,
но тоже в мирной дремоте, не сознавая окружающего, пока его ментальное тело
будет постепенно освобождаться от астральных оболочек, сбрасывая их одну за
другой, чтобы проснуться лишь после достижения небесной обители.
Еще менее развитые люди пробудятся после прохождения низших областей и
вернутся к сознанию в той области чистилища, с которой была связана работа их
сознания в течение земной жизни; ибо сознание пробуждается лишь тогда, когда
его достигнут привычные вибрации, хотя теперь они воспринимаются уже
непосредственно, через астральное тело, без помощи физического. Что касается
людей, которые жили, отдаваясь животным страстям, они пробудятся в подходящей
|
|