|
классификации у Е.П.Блаватской prana и физическое тело изъяты из числа начал
человека, на том основании, что рrаnа — источник общей космической жизни, а
плотное физическое тело — лишь простой двойник эфирного тела, состоящий из
постоянно меняющихся составных частей, построенных на эфирной основе.
Принимая эту точку зрения, мы получим величественное философское
представление о Единой Жизни и Едином Я, проявляющемся как человек и
представляющем меняющиеся и преходящие признаки, сообразно условиям, которые
предписываются ему теми проводниками или телами, которые оно оживотворяет, само
оставаясь неизменным в центре; при этом оно может принимать различные образы —
если посмотреть на него извне — соответственно составу материи в том или другом
своем теле. В физическом теле это единая Жизнь — Сознание проявляется как рranа,
дающая энергию, контролирующая и упорядочивающая все процессы. В астральном
теле, это — kama, чувствующая, радующаяся, страдающая. Мы увидим ее еще и в
других проявленных видах, когда перейдем к высшим мирам, но основная идея везде
одна и та же, и это — одна из тех коренных мыслей теософии, которая служит
путеводным светом в кажущейся запутанности проявленных миров.
Глава III. КАМАЛОКА (ЧИСТИЛИЩЕ)
Камалока, в буквальном переводе — место или жилище желаний; оно, как уже
было упомянуто, представляет собою астральные сферы, "часть" не в смысле
определенной местности, а по условиям сознания тех существ, которые принадлежат
к ней [Индусы называют это состояние Pretaloka — жилище Pretas. Preta означает
человеческое существо, которое потеряло свое физическое тело, но продолжает
быть обременено своей животной природой (астр. телом). Человек не может
вознести ее с собою, и он остается связанным с ней до тех пор, пока она не
распадется].
Это — умершие человеческие существа, которые потеряли свои физические тела и
должны пройти через определенные процессы очищения прежде, чем перейти в те
счастливые и мирные условия жизни, которые назначены для истинной человеческой
сути, для человеческой души [Под душой здесь подразумевается человеческий разум,
связующее звено между Божественным Духом в человеке и его низшей личной
природой. Это и есть Ego, индивидуум, Я, которое развивается благодаря эволюции.
На теософическом языке это — Manas, Мыслитель. Ум есть его энергия,
проявляющаяся в пределах физического мозга].
Эта область представляет собою именно те условия, которые описываются как
различные виды "ада", чистилища или переходного состояния и которые принимаются
всеми религиями как временное местопребывание человека после того, как он
покинет свое тело, и прежде чем достигнет "неба". Это, конечно, временное
состояние, ибо вечный ад, о котором и до сих пор толкуют узкие религиозные
фанатики, не более как бред невежества, ненависти и страха. Но Камалока
заключает в себе, действительно, условия страданий, временных и очищающих по
самой природе своей, как бы вытравление тех прегрешений, которые совершались в
земной жизни человеком, испытывающим очистительные страдания.
Это постольку же естественно и неизбежно, как неизбежны и в этом мире дурные
последствия, следующие за дурными поступками, ибо мы живем в мире, управляемом
незыблемыми законами, где из каждого семени вырастает неизбежно это, а не
другое растение. Смерть не изменяет ничего в нравственной и умственной природе
человека, и перемена состояния, вызванная переходом из одного мира в другой,
уносит его физическое тело, но самого человека оставляет таким же, каков он был
на земле.
Условия Камалоки повторяются в каждом подразделении астральной сферы, так
что можно говорить о семи областях Камалоки, называя их: первая, вторая, третья,
вплоть до седьмой, начиная с низшей и считая вверх [Часто эти области считают
в обратном порядке: за первую принимается самая высшая, а за седьмую самая
низшая. Хотя решительно все равно, как их считать; я считаю вверх для того,
чтобы сохранить соответствие со "сферами" и "началами" человека].
Мы уже видели, что материалы каждого из подразделений астральной сферы
входят в состав астрального тела, и особенность этих материалов, которую мы
сейчас объясним, состоит в том, что существа, пребывающие в одной области,
отделены от существ, находящихся в другой, и только обитатели одной и той же
области способны приходить в общение.
Области эти, или подразделения астральной сферы, отличаются одна от другой
по плотности, и степень плотности наружной формы обитателя Камалоки определяет
границу, далее которой он не может переступить.
Эти различия в свойствах материи представляют естественные препятствия для
перехода из одной области в другую.
Существа, пребывающие в одной области, не могут приходить в соприкосновение
с существами из другой области так же, как рыба из морской глубины не могла бы
войти в общение с орлом, ибо среда, необходимая для жизни первой, на орла
подействовала бы разрушительным образом.
Когда физическое тело сражено смертью, эфирное тело, унося с собой "прану"
[Организующее жизненное начало внутри физического тела] и остальные начала
человека, выделяется из плотного тела. Все покидающие тело жизненные энергии
втягиваются в один центр и собираются "праной", и их выделение из тела
выражается оцепенением, которое овладевает физическими органами чувств;
последние остаются неприкосновенными, физически невредимыми, готовыми
действовать, как они всегда действовали, но "внутренний повелитель" ушел, тот,
который через них видел, слышал, обонял, вкушал, осязал, а без него, сами по
себе, они не более как агрегаты материи, не лишенные жизни, но неспособные к
восприятию. Медленно "повелитель" тела удаляется из него, облеченный в
|
|