|
В)
Астральное тело духовно развитого человека состоит из тончайших частиц всех
подразделений астральной материи, с большим преобладанием частиц высшего
порядка. Поэтому оно представляет собою прекрасное зрелище по сиянию и окраске,
и оттенки, невиданные на земле, появляются в нем под влиянием чистых и
благородных мыслей. "Огненные колеса" на этой ступени вполне оправдывают свое
название, и их вращательное движение указывает на деятельность высших чувств.
Такое тело — в полном смысле слова, проводник сознания, ибо на эволюционном
пути все его органы постепенно построились и все оно подчинилось полному
контролю своего обладателя.
Когда человек оставляет физическое тело облеченным в такой астральный
проводник, сознание его не прекращается; он лишь сбрасывает свою более
тяжеловесную оболочку и чувствует себя облегченным от ее тяжести. Теперь он
может свободно витать в астральной сфере, передвигаясь с огромной быстротой, не
будучи более связанным ограниченными земными условиями. Его тело повинуется его
желаниям, отражает его мысли и подчиняется им. Таким образом, возможность
служить человечеству неизмеримо увеличивается для него, силы его направляются
его же собственными лучшими качествами, доброжелательством, милосердием и т.д.
Отсутствие грубых частиц в его астральном теле делает его неспособным отвечать
на влияния, идущие от низших объектов желания, и они проносятся мимо него, не
притягиваясь к нему. Все тело вибрирует лишь в ответ на высшие эмоции, ибо
любовь его выросла в сверхличную божественную любовь, а энергия его выкована
терпением.
Кроткий, спокойный, ясный, полный власти, но без признака тревоги — такому
человеку "готовы подчиниться все "Siddhis" [Здесь преобладает Sаttvic guna,
качество, выражающее блаженство и чистоту в природе. "Siddhis" — суть
сверхфизической силы].
Астральное тело является мостом, переброшенным через пропасть, которая
отделяет сознание от физического мозга. Раздражения, получаемые органами чувств
и передаваемые, как мы это видели, физическим и эфирным центрам, переходят
затем в соответствующие астральные центры; здесь они проходят через процесс
переработки с помощью "элементальной эссенции" и затем превращаются в
чувствования, после чего являются перед внутренним человеком как объекты
сознания; последнее происходит благодаря тому, что астральные вибрации вызывают
соответственные вибрации и в материалах "тела мысли" [См. главу IV "Ментальная
сфера"].
Благодаря этому постепенному утончению духа-материи, грубые раздражения,
идущие от земных предметов, могут передаваться сознательному существу; и
наоборот, вибрации, вызываемые его мыслями, могут пройти по тому же мосту к
физическому мозгу и там произвести физические вибрации, соответствующие
ментальным вибрациям. Это и есть нормальный путь, по которому сознание получает
впечатление извне и в свою очередь посылает свои впечатления во внешнюю среду.
Этими постоянными переходами вибраций взад и вперед астральное тело и
развивается главным образом. Токи эти действуют на него как извне, так и
изнутри, вызывая его развитие и содействуя его росту. Этим путем оно
увеличивается в размере, утончается в своих тканях и становится более
определенно очерченным и более совершенно организованным изнутри.
Правильно подготовленное к тому, чтобы отвечать на запросы сознания, оно
становится постепенно способным функционировать как отдельный проводник
сознания и отчетливо передавать последнему вибрации, идущие прямо из
астрального мира. Многие из читателей наверно испытывали когда-нибудь ощущения,
проникающие в сознание извне, хотя и не вызванные чем-либо физическим, но все
же подтверждаемые каким-либо внешним событием. Это, по большей части,
впечатления, которые достигают астрального тела непосредственно и передаются
последним сознанию; такие впечатления носят чаще всего характер предчувствий,
которые и не замедлят оправдаться.
Когда человек высоко развился — хотя степень при этом колеблется в
зависимости от других условий, — возникают посредствующие звенья между
физическим и астральным и между астральным и ментальным телами, так что
сознание может непрерывно работать, переходя от одного состояния в другое, —
причем в памяти уже не бывает тех перерывов, которые в обыкновенном человеке
вызываются периодами бессознательности при переходе из одной космической сферы
в другую. На этой ступени человек может свободно упражнять свои астральные
чувства в то время, как сознание его работает в физическом теле; таким образом,
все эти расширенные перспективы сознания делаются достоянием его бодрствующего
сознания. Объекты, бравшиеся прежде на веру, становятся предметами знания, и
человек может лично проверить точность многих теософических учений, относящихся
до низших областей невидимого мира.
-----------------------
Если рассматривать человека с точки зрения его "начал", т.е. различных
способов проявления его жизни, то его низшие четыре начала способны к
деятельности в астральной и в физической сферах. Четвертое начало есть kama,
желание; оно проявляется через астральное тело и обусловливается им,
отличительный признак его: чувствования всех степеней и оттенков, начиная с
первобытных ощущений до сложной формы эмоций. Все это сводится к общему термину
желание, которое привлекается или отталкивается предметами, смотря по тому,
доставляют ли они удовольствие или неудовольствие личному Я. Третье начало —
рrаnа, часть космической жизни, заключенная в тело для поддержания физического
организма. Второе начало — эфирный двойник, а первое — плотное физическое тело.
Все три начала проявляют свою деятельность в физической среде. В позднейшей
|
|