|
ГЛАВА 2
Вопросы без ответов
Скоро вернусь.
Джонни Карсон эпитафия
(Эпиграф: Джонни Карсон, приводится в “Stranger in the Night”
Harry F. Waters, Lynda Wright and Jeanne Gordon, 25 May 1992, p.98).
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ХРИСТИАНСТВОМ?
Миллионы американцев, европейцев и канадцев верят в реинкарнацию. Многие из них
называют себя христианами, но упорно верят в то, что было отвергнуто церковью
пятнадцать столетий назад. По сведениям, поступающим из официальных источников,
свыше одной пятой взрослых американцев верят в реинкарнацию,1 — к ним относится
и пятая часть всех христиан2 Такая же статистика в Европе и Канаде3 Еще 22
процента американцев говорят, что “не уверены” в реинкарнации,4 а это
свидетельствует, по крайней мере, об их готовности поверить в нее. Согласно
опросу общественного мнения, проведенному в 1990 году институтом Гэллопа, в
Америке процент христиан, верящих в перевоплощение душ, приблизительно равен
проценту верующих среди всего населения. В более раннем опросе давалась
разбивка по конфессиям. Обнаружилось, что в это верят 21 процент протестантов
(включая методистов, баптистов и лютеран) и 25 процентов католиков. Для
духовенства, ведущего свои подсчеты, это означает сногсшибательный результат—
28 миллионов христиан, верящих в реинкарнацию!5
Идея реинкарнации начинает соперничать с основными христианскими догмами. В
Дании анкетирование 1992 года выявило, что 14 процентов лютеран этой страны
верят в реинкарнацию, тогда как в христианскую доктрину воскресения верят лишь
20 процентов. Молодые лютеране еще менее склонны верить в воскресение. В
возрастной группе от 18 до 30 лет всего 15 процентов опрошенных заявили, что
верят в него, в то время как в реинкарнацию верят 18 процентов.6
Эти сдвиги в верованиях христиан свидетельствуют о тенденции к развитию того,
что некоторые ученые называют Западным пост-христианством. Это отход от
традиционного авторитета церкви в направлении к более личной вере, основанной
на установлении связи с Богом в себе.
Подобно протестантской Реформации, эта религия ставит личный контакт с Богом
выше принадлежности к церкви. Но, в отличие от протестантства, она отвергает
некоторые принципы, присущие христианству начиная с четвертого века, — такие
понятия как ад, воскресение во плоти и мысль о том, что мы живем на Земле всего
один раз. Некоторые христианские конфессии пытаются найти место для
реинкарнации и связанных с ней верований в самом христианстве. Другие остаются
непримиримыми к этой идее.
Чего, однако, не знают многие христиане, так это того, что идея реинкарнации не
нова для христианства. Сегодня большинство конгрегаций ответят “нет” на вопрос:
“Можете ли вы верить в перевоплощение и оставаться христианином?” Но во втором
веке ответ был бы “да”.
В течение трех первых веков после пришествия Христа процветали различные
христианские секты, и некоторые из них проповедовали учение о реинкарнации.
Несмотря на то, что, начиная со второго века, эти верования уже подвергались
нападкам со стороны ортодоксальных теологов, полемика по вопросу реинкарнации
продолжалась вплоть до середины шестого века.
Среди христиан, веривших в перевоплощение душ, были гностики, которые заявляли,
что обладают сокровенными, наиболее духовными учениями Христа, которые были
скрыты от широких масс и хранились для тех, кто способен их постичь.
Религиозная практика гностиков в большей степени формировалась вокруг
просветленных духовных наставников и на базе собственного восприятия Бога, чем
на основе членства в какой-либо организованной церкви.
Ортодоксы же учили, что спасение может быть даровано только церковью. Этот
догмат обеспечивал их целям устойчивость и долгую жизнь. Когда римский
император Константин в 312 году стал поддерживать христианство, он поддержал и
идеи ортодоксии, по всей вероятности полагая, что это приведет к построению
более сильного и организованного государства.
В период между третьим и шестым веками церковные и мирские власти
последовательно боролись с христианами, верившими в реинкарнацию. Но эти
верования возникали на лице христианства как назойливый прыщ. Идеи о
перевоплощении души распространились до нынешней Боснии и Болгарии, где
объявились в седьмом столетии у павликиан, а в десятом у богомилов. Эти
верования забрели и в средневековые Францию и Италию, где вокруг них
сформировалась секта катаров.
После того, как в тринадцатом веке церковь расправилась с катарами, начав
против них крестовый поход, за которым последовал разгул инквизиции, пытки и
костры, идея реинкарнации продолжала жить в тайных традициях алхимиков,
розенкрейцеров, каббалистов, герметиков и франк-массонов вплоть до
девятнадцатого века. Реинкарнация продолжала давать всходы и в самой церкви. В
девятнадцатом веке в Польше архиепископ Пассавалли (1820-1897 гг.) “привил”
реинкарнацию к католической вере и открыто признал ее. Под его влиянием и
другие польские и итальянские священники также приняли идею реинкарнации.7
В Ватикане очень удивились бы, узнав, что 25 процентов католиков в нынешней
Америке верят в перевоплощение душ. Эта статистика подкрепляется
|
|