|
форме карма мгновенна, а скорость является постоянной тенденцией и порождает
серию движений. Во всех своих формах карма преходяща и завершается либо
последующим соединением, либо разрушением той вещи, которая служит ее основой.
Время и пространство как таковые лишены кармы, поскольку они не вещественны.
Карма ощущений.
В системе ньяя понятие кармы используется также при объяснении чувственного
восприятия. Чувство представляет собой тонкую часть элемента, например, запах
есть тонкая составляющая стихии земли. Оно способно воспринять особый объект, в
данном случае запах, благодаря силе действия (карме) человека, обладающего этим
чувством. Таким образом, чувствование тоже является частью действия (или кармы)
человека. Не случайно среди этических требований многих религиозных систем
нередко встречается требование воспринимать только позитивные воздействия и
избегать негативных. Уже в древнейших системах это условие духовного роста
получило логическое обоснование.
Карма тела.
Ощущение, безусловно, укоренено в теле, которое является базисом удовольствия и
страдания. Тело имеет свой источник в делах, совершенных его обладателем, и
образуется под влиянием невидимой силы предназначения. Каждый человек
наделяется телом, пригодным быть носителем того опыта, который он должен
пережить. Карма родителей, радующихся рождению ребенка, и карма самого
рождающегося человека, который должен пройти испытания в мире, соединившись
вместе, приводят к рождению тела в утробе матери. Всякая жизнь есть часть
исторически обусловленной серии существований. Однако найяики не делают
серьезной попытки доказать теорию предсуществования души и довольствуются
принятием ее в общем виде.
Освобождение от кармы.
В определении практического назначения своего учения как пути к освобождению
вайшешика и ньяя не отличались от остальных религиозных течений древней Индии.
Освобождение связано с отвлечением ума от органов чувств и соединением с
Атманом, что ведет к прекращению действия закона кармы. Главным вкладом
традиции в развитие индийской философской мысли был натурализм, стремление к
рациональному, причинно-следственному объяснению мира. Космогония вайшешики
демонстрирует своеобразный сплав атомизма и мифологических представлений. Мир
развивается циклически под наблюдением верховного божества, который следит за
соблюдением праведности, а когда запас благой кармы окончательно истощается,
волей бога мир распадается на атомы, дабы дать покой душам, истощенным
бесконечными перерождениями.
Санкхья и йога
В Бхагавадгите санкхья и йога уже вполне четко идентифицируются как два
духовных метода обретения высшей цели человеческого существования: они
сопоставляются соответственно как метод знания (
джняна-йога
) и метод действия (
карма-йога
), причем неоднократно подчеркивается, что санкхья и йога суть одно. Им
свойственно приносить одинаковые практические плоды и признавать некоторые
космические начала. В системе санкхья философским основанием йоги служит, в
частности, доктрина причинности, согласно которой следствие предсуществует в
причине в непроявленном состоянии и лишь выявляется позднее. Также близко к
теории кармы учение о пяти лонах действия (
карма-йони
) – твердости, веры, блаженства, желания познания и нежелания познания. Однако
йога в отличие от санкхьи является системой теистической.
Перспективы освобождения от кармы.
Обязательным условием освобождения в йоге выступает обладание завершенной в
прошлом кармой, которая оставляет в качестве семени в новом рождении знание
различия всеобщего и индивидуального сознания. Йогин, обладающий этим знанием,
не задается более вопросами о прошлых и будущих рождениях, поскольку они
связаны с многообразием изменений, присущих сознанию. Благодаря пребыванию в
этом состоянии неведение и прочие аффекты окончательно выкорчевываются,
уничтожаются даже благие следы кармы. – Уничтожение кармического препятствия
знания – условие освобождения еще при жизни, поскольку позволяет ему обрести
беспредельный характер.
Скрытая потенция кармы
|
|