|
, имеющая своим корнем аффекты, может ощущаться как в видимых, так и в
невидимых формах рождения. Под видимым рождением понимается настоящее рождение,
а под невидимым – будущее. Неявная возможность проявления благой и неблагой
кармы возникает из влечения, жадности, ослепления и гнева. Благая карма,
которая реализуется с высокой степенью интенсивности благодаря йоге или
почитанию богов и великих святых, немедленно приносит результат. Когда же снова
причиняется зло несчастным или уважаемым людям, оно тоже ведет к неизбежному
результату. Так человек способен преобразиться в бога, а правитель богов
воплотиться в животном мире. Однако у обитателей адов нет скрытой кармы,
которая может ощущаться в их наличной форме существования, а у тех, кто
полностью освободился от страстей, нет скрытой кармы, которая могла бы
проявиться в будущем рождении.
Созревание плода кармы.
Подобно тому, как зерна риса, покрытые шелухой и не обожженные огнем способны
прорастать, так и скрытая карма способна приносить плоды, когда она окутана
страстями, но не тогда, когда страсти удалены или прокалены огнем истинного
знания. Созревание плода кармы бывает трех видов: форма рождения,
продолжительность жизни и жизненный опыт. В этой связи рассматривается
следующий вопрос: является ли одна карма, то есть единичное действие, причиной
лишь одного рождения или многих? И наоборот, вызывает ли многообразная карма
множество форм рождения или только одно? Ответ заключается в том, что все
накопленные плоды благой и неблагой деятельности в течение жизни приводят лишь
к одному рождению, но определяют три его аспекта, указанные выше. Именно
поэтому скрытая карма называется тройственным созреванием.
Действие прежней кармы.
Сознание, словно рыболовная сеть, сплошь покрытая затянутыми узлами, с
безначальных времен перенасыщено следами бессознательных впечатлений, которые
возникли вследствие переживания результатов прежней кармы. Что же касается
скрытой возможности кармы, то считается, что она относится лишь к одному
существованию. Есть два типа действий – благие и неблагие. Отдельная
совокупность следствий, созданных благими деяниями, уничтожает совокупность
следствий неблагих деяний. Поэтому следует стремиться совершать в жизни лишь
благо, хотя противоположности между наслаждением и страданием для йогина уже не
существует, а есть лишь страсти вообще. Из-за неопределенности места, времени и
причины созревания результатов действия,
пути кармы крайне разнообразны и познаваемы с трудом
.
Шат-карма
(«шесть действий») является практикой, с которой начинают занятия хатха-йогой,
чтобы предварительно сбалансировать три физиологических энергии (
доши
), которые присутствуют в теле человека и своим уникальным сочетанием
определяют конституцию, пристрастия и поведение индивидуума, включая его
реакции на кармические ситуации. На грубом физическом уровне их можно
представить как воздух, желчь и слизь, любое отклонение которых от равновесия
ведет к болезни. В полном объеме шат-карма включает в себя следующие процедуры:
дхаути
(очищение горла с помощью ткани),
басти
(очищение кишечника путем втягивания воды через анус),
нетти
(очищение носоглотки с помощью шнура или воды),
тратака
(очищение глаз путем смотрения на объект до появления слез),
наули
(скручивание и вращение мышц живота),
капалабхати
(дыхание с быстрым резким выдохом и расслабленным вдохом). Если йог проделывает
эти упражнения регулярно, то «стихии» уравновешиваются, вследствие чего ум
проясняется и застарелые расстройства в организме проходят. Но внутреннее
состояние организма зависит как от ментального состояния, так и от окружающей
обстановки, поэтому к очищающим практикам время от времени приходится
возвращаться.
Джайнизм
Джайнизм возник в тот же период интеллектуального брожения, когда
сформировались и другие течения, не признававшие авторитет Вед безоговорочно.
Ему присуще многое, что является общим для всех индийских религий, включая
концепции кармы и возможности достижения освобождения. Джайнское представление
|
|