|
Рамаяна
Текст поэмы обязан своим происхождением заботе мудреца Вальмики о том, как
развеять дурные кармы, которые навлекло на него выбранное им занятие. Он был
бандитом: подстерегал и грабил людей, требовал за них выкуп или убивал, и лишь
иногда отпускал. Однажды он схватил небесного смутьяна Нараду и решил убить его,
поскольку ничего ценного у того с собой не нашлось. Нарада спросил, что
заставляет Вальмики грабить людей, и получил ответ, что тому нужно кормить
семью. Тогда Нарада спросил, неужели он думает, что домочадцы готовы разделить
с ним его кармы, если они соглашаются принимать от него еду. Вальмики сказал
«конечно», но в уме его поселилось сомнение. Он пошел домой и был удивлен тем,
что всем членам семьи совершенно безразличны его темные дела. Вернувшись к
Нараде, он узнал от него, что преданность Вишну может уничтожить любые кармы.
Когда же Вальмики открылся высшим силам, они записали через него Рамаяну –
историю жизни Господа как правителя славной царской династии.
Весь сюжет Рамаяны построен на непостижимом событии изгнания царевича Рамы в
леса накануне его коронации, но именно это вынужденное отшельничество позволяет
развернуться дальнейшим событиям, и дает Раме возможность выполнить свою миссию.
В одной из версий Рамаяны объяснение происходящего вкладывается в уста матери
Рамы. Все случившееся не следует приписывать ошибке одного конкретного человека.
Счастье и несчастье, удача и потеря – все это последствия кармы – наших
собственных деяний, слов и мыслей. Какова бы ни была прошлая карма,
волей-неволей нам суждено ее принять, а последствия – выстрадать и пережить.
Только Богу ведомы тернистые пути кармы, и каждый из нас отмечен печатью божьей
воли. И ради нас нельзя даже раз нарушить суровое правило причины и следствия,
властвующее над миром со дня его основания. Бывают времена, когда судьба
неблагосклонна к нам, и тогда происходят события, кажущиеся странными и
невероятными. Но в случившемся с нами нет ничьей вины.
Наконец, сам Рама подтверждает догадку своей матери. Причиной его изгнания была
просьба другой жены его отца, которая желала коронации собственного сына. Когда
же она раскаивается в содеянном, Рама обращается к ней с ласковыми словами
утешения. Она не сделала ничего дурного, и во всем случившемся нет ни капли ее
вины. Желания, высказанные вслух, не были изъявлением ее свободной воли с
осознанием возможных последствий. Все произошло только потому, что сам Рама так
захотел! Она оказала ему услугу, облегчив осуществление задачи, ради которой он
воплотился в человеческом теле. Кармы богов и людей вечно связаны в
непостижимой мистерии их взаимодействия.
Махабхарата
Бхагавадгита.
Здесь присутствует совершенно иной тип связи с божеством, ибо сам Господь
говорит о своей «карме» как ориентире для устремлений человека. Кто знает
доподлинно Его рождение и Его дело божественное (
карму
), тот после оставления тела приходит не к новому рождению, а к Богу. Гита
утверждает мысль о равноценности пути знания (
джняна
), пути бескорыстного действия (
карма
) и пути любви и преданности божеству (
бхакти
). Представление о взаимной заменимости этих способов обретения блаженства
весьма далеко от классического брахманизма. Религиозность проявляется уже по
отношению к единственному богу, который сам является личностью, поэтому и
набожность носит глубоко личный характер.
Исторически карма-йога послужила своеобразным ответом консервативных сил в
Древней Индии на ширящееся социальное движение ухода от мира. Однако в духовном
плане она скорее была компромиссным решением в выборе между обычной жизнью,
религиозной либо светской, и жизнью лесного отшельника или странствующего
нищего аскета. Это объединяющее учение преодолевает и обмирщение, и
отрешенность от мира. Бхагавадгита в сплаве трех видов йоги несет по-настоящему
новаторские идеи. Стержнем карма-йоги служит уверенность в способности
преодолеть кармическую необходимость
в своем сознании
. Нам приходится преодолевать кармические последствия, но они вовсе не
определяют существование. Действие способно улучшить качество всякого существа,
поэтому карма-йогин стремится к преодолению любой судьбы в обусловленных мирах
многомерного мироздания.
Сюжет Бхагавадгиты прекрасно известен благодаря множеству разных переводов на
западные языки. Царевич Арджуна, опечаленный неизбежностью человеческих жертв в
предстоящей битве с врагами, выслушивает откровение своего возницы Кришны,
который является самим воплощением Бога. Кришна объясняет, что все космическое
|
|