|
первого тысячелетия до новой эры относятся наиболее подробные описания услад
райской жизни и мучений ада, который в новой системе ценностей обретает функции
некоего чистилища. Вера в переселение душ предполагала и наличие известного
порядка этого переселения. Это представление складывалось постепенно и
встречается лишь в поздних Упанишадах. Поднимется ли душа по ступеням, ведущим
от низших видов до небожителей, или же опустится, зависело от ее кармы. Все
связано с тем, куда человек направит свою волю.
Боги и предки.
В период Упанишад карма, подобно остальным концепциям
веданты
, включая даже
Брахмана
, никакого отношения к тому, что называют «личным богом», не имела. Учение о
карме продолжало отвечать на вопрос о посмертной судьбе человека, развивая
древнее знание о двух путях после смерти. Постижение истины о тождестве
Атмана
и
Брахмана
ведет после смерти «путем богов» в высший мир, где душа вкушает вечное
блаженство, а «путем предков» идут ограничивающиеся предписанной обрядностью, и
оттуда они вновь возвращаются к земной юдоли. Карма – то, что остается от
человека после смерти, совокупность его прижизненных деяний в форме неизбежного
подношения мыслимым богам. В основе учения лежит представление о священности
человеческой жизни, понимаемой как жертвоприношение.
Общественное устройство.
Строгое исполнение своего религиозного долга ведет по закону кармы к воздаянию
в следующем рождении. Соответствующим образом даже священник (
брахман
) и его слуга (
шудра
) могут впоследствии поменяться местами. Это важный момент, поскольку
шудрам
запрещалось выполнять ритуалы, приносящие благую карму и ведущие к освобождению,
и в данном воплощении само развитие религиозного сознания было для них
затруднительным. Однако лишь аскет, вообще вышедший за рамки обрядовых
условностей общества и воплотивший в себе самосознание божественности,
преодолевает восприятие многообразия явлений и осознает целостность человека.
Только обретая независимость от кармы, он способен отчетливо рассмотреть
положение живых существ, попавших в круговорот перерождений и связанных своими
кармами.
Нравственный порядок.
Закон кармы в Упанишадах нередко представляют как закон сохранения моральной
энергии. Попытки обойти закон кармы тщетны, ибо человек есть создание воли. При
жизни он становится хорошим или плохим через добрые или злые дела. Когда же он
умрет, он продолжит свое существование сообразно тому, как он верит в этом мире.
Однако человек могущественнее своей кармы. Закон кармы управляет лишь низшей
природой человека, но не имеет никакого отношения к духовному началу.
Освободиться от кармы можно только путем социального служения, но пока в своей
деятельности человек преследует личные интересы, он подвергается воздействию
закона кармы. К цепи рождения и смерти его привязывает не действие как таковое,
а эгоистическое действие. Человек «связывает самого себя самим собой», но и
достигает высшей свободы, слившись воедино с богом. Теряя способность понимания
целого, к которому он принадлежит, человек становится эгоистичным и упрочивает
свою зависимость от кармы. Истинное бессмертие существует для свободных от
кармы, а существование во времени – для зависимых.
Эпос
Несколько позднее Вед и во многом в противовес их религиозной нетерпимости были
созданы две грандиозные эпические поэмы – Рамаяна и Махабхарата. Они повествуют
о двух воплощениях Бога в человеческой форме (
Аватарах
) в череде многих иных явлений Господа во Вселенной. Первая поэма посвящена
Раме, а вторая – Кришне, который упоминается уже в Ригведе как соперник
ведических богов. Более позднее добавление к Махабхарате философского текста
под названием Бхагавадгита несколько изменило ее исходную концепцию, а
впоследствии стало определяющим. Очевидно, что сам Бог представляется как
принимающий различные воплощения в зависимости от нужд мира. И не случайно
изгнанный в леса Рама объясняет постигшую его судьбу как божественный замысел,
а Кришна говорит о своей карме, остановив боевую колесницу в гуще сражения.
|
|