|
истинного действия и управление им напрямую зависят от все более и более
сознательной формы проявления, которая предоставляет себя высшей воле. Цель
состоит в освобождении души от ее привязанности к материальному и к
последствиям мирской активности.
Не только освобождение, но и очищение стало целью карма-йоги. Божественное
работает через нашу природу и в согласии с ней. Если же она несовершенна, труд
Бога также будет незавершенным, запутанным и неподходящим к внешним условиям.
Когда же путь труда нарушается ошибками, ложью или духовной слабостью, воля
Бога продолжает исполняться, но уже не в соответствии с силой и чистотой своего
источника. Если бы нашей целью было только освобождение души внутри нас и
неподвижное существование в качестве свидетеля всего происходящего, тогда
несовершенство в действии не имело бы такого значения. Но в интегральной йоге
это лишь один шаг на пути, а не окончательное достижение. Для нас божественное
должно существовать не только в неподвижности духа, но и в движении природы.
Поэтому мы должны чувствовать присутствие и силу Бога в каждом своем решении и
приведении его в исполнение.
Справедливость для Шри Ауробиндо – нечто совершенно иное, нежели то, чем
считает ее большинство людей. Она существует только в том смысле, что
добродетельные люди движутся к божественному состоянию, а порочные приближаются
к демоническому. Однако к карме как справедливости, действующей сама по себе,
Шри Ауробиндо относился весьма скептично. Однажды вечером он беседовал на эту
тему с учениками.
Ученик:
Согласно джайнизму, закон кармы неумолим. Даже просветленные не могут избегнуть
его; им воздается в соответствии со строгой математической зависимостью.
Шри Ауробиндо:
Это – великая вещь, но она слишком чудесна и строга для того, чтобы быть
истинной. Скажем, поддержание скверного здоровья сына, прожившего недолгую
жизнь, стоило отцу очень недешево. Говорят, что в прошлой жизни отец задолжал
сыну, а тот посредством болезни заставил отца выплатить долг сполна, после чего
умер.
(Смех.)
Ученик:
Существует неотвратимая карма, и она словно узел, который невозможно развязать
– узел на сожженной шелковой ниточке.
Шри Ауробиндо (глядя на свою недавно сломанную ногу):
Может быть, это она и привела к случившемуся.
Ученик:
Незаслуженное страдание физического сознания в случае с Вами представляется
непостижимым.
Шри Ауробиндо:
Откуда вам известно, что оно незаслуженно! Возможно, оно было явлено для того,
чтобы подарить мне знание острой боли. Обычные боли я уже мог превращать в
блаженство, но подобного опыта у меня еще не было. Значение этого события нам
откроется позже. Разумеется, я воспринимаю его как нечто, имеющее отношение к
битве.
Ученик:
Когда же вы излечитесь?
Шри Ауробиндо:
Не задавайте мне таких вопросов. Этого я знать не могу, ибо если я что-то
отвечу вам, то враждебные силы сразу ринутся, чтобы помешать этому. Именно
поэтому я не желаю пророчествовать. Когда речь заходит о возможностях, я
избегаю привязывать себя к их результатам. Поступать подобным образом означает
обрекать себя на определенную линию поведения, которое может иметь своим
результатом нечто отличное от желаемого. Я не смогу осуществить то, за что
борюсь, и достигнутым окажется не Высшее, а нечто частное.
Свами Шивананда
Одна из форм карма-йоги – отказ от плодов своих деяний и посвящение их стопам
Господа – применяется в Индии по отношению не только к Богу, но и к духовному
учителю. Часто последователи того или иного наставника приписывают ему свои
труды, как это было в случае со Свами Шиванандой (1887–1963), которого сделали
автором нескольких сотен книг по йоге. Однако достоверно известно, что глава о
карма-йоге была составлена из его собственных статей и бесед. Карма-йога – это
бескорыстное служение человечеству, при котором вы находитесь в единении с
|
|