|
Император, прозванный Золотым, ужаснулся: «Роскошь преследует меня, когда же
смогу заплатить долги мои?» Так мудрые люди мыслили о скорейшей уплате долгов
своих. Они понимали, что бывшие жизни, наверно, не обошлись без задолженностей.
Сколько платы должен человек иметь, чтобы спешить с расплатой!» Ведь платя и
получая старые долги, человек все время делает новые.
От кармы нельзя убежать или обмануть ее, а совершающие такие действия платят
большими страданиями: «Некоторые люди пытаются
обмануть карму
. Не говорю о тех, кто о карме вообще не слышал. Но даже знающий о карме
пытается обойти ее. Можно представить, как преступник дрожит после злодейства и
ждет кары. Но дни проходят, и ничего не случается. Тогда преступник смелеет и
начинает воображать, что преступление его было маловажным или оправдано по
каким-то высшим законам. Потом он настолько костенеет, что начинает глумиться
над кармой, называя ее выдумкой невежд. Но в самый неожиданный час происходит
удар. И человек обвиняет карму в том, что она подстерегала лучшее состояние,
чтобы тем сильнее поразить. При этом преступник не думает, что могли
существовать многие причины, обусловившие час действия кармы».
Согласно Агни-йоге, карма есть
болезнь прошлого
, а исцеление от нее – в будущем. Желающий освободиться от прошлого должен
устремиться в будущее. Устремление всем существом охраняет от падений. Карма
распространяется на все действия, на все миры. Она может ускориться и
удлиниться, облегчиться и усугубиться. Усугубление кармы отражается не только
на следующей жизни, но и на пребывании в развоплощенном состоянии. Однако силы,
явленные для служения Свету, не вторгаются в карму. Они лишь наблюдают за
действиями человеческими, давая направление. Вестники появляются,
предупреждения посылаются, пути указываются, но выбор назначенных утверждений
напрягается волей человека. Именно самодеятельность духа может приблизить к
лучшей карме. Силы Света не останавливают дух от разных действий, которые часто
нарушают назначенное. Закон свободной воли не позволяет им указывать то, что
кажется неясным.
Елена Рерих пишет от имени Владык Кармы: «Часто нас спрашивают, почему мы не
торопимся уничтожить вредное существо. Нередко врач готов удалить пучок
негодных нервов, но реакция симпатического центра останавливает его нож. Ни
одно существо не обособлено, и
неисчислимы слои паутины кармы
, связывающие самые разнородные существа. По пути течения кармы можно ощутить
нити от негодного до достойного. Разящий должен, прежде всего, омертвить каналы,
соединяющие струи кармы. Иначе отдельное справедливое уничтожение может
повлечь массовый вред. Средство уничтожения нужно употреблять очень осторожно».
Учение Живой Этики не только объясняет основы жизни, но дает практические
советы, как изменить свою жизнь, привести ее в гармонию с эволюцией. Рерихи
видели смысл своих трудов в том, чтобы научить человечество жить в современном
мире. Агни-йога пытается донести мысль о подверженности карме всех, кто не
сознает ее действия и не признает ее закона, предостерегая от подобных
страданий «несведущий» западный мир. Человек предстает как хозяин своей кармы,
текущей и будущей жизни, сознания и духовности.
Христианская «оппозиция»
В постсоветский период в России
диакон Андрей Кураев
предложил рассмотреть, как доктрина кармы в целом соотносится с евангельской
проповедью, и к каким выводам приводит теософов попытка переиначить
христианство «под карму».
Евангелие возвещает людям прощение. Прощение – это не перемена отношения Бога к
человеку, а освобождение от греха, так что прошлое человека уже не определяет
его будущее автоматически. Если я откажусь отождествлять себя с тем дурным, что
было в моей жизни, Бог готов меня принять таким, каким я стану в результате
покаянного преображения, и не поминать былого. Покаяние есть волевое
отталкивание от прошлых влечений и движение души к потерянному Богу, способное
мгновенно создать нового человека. Своим антонимом оно имеет отчаяние, впадая в
которое человек не может стать другим. Отчаяние учит видеть в Боге голую
справедливость. Если я нарушил закон – от воздаяния не уйти, и мысль о Боге
становится предметом ужаса.
Христиане верят в перемену душ, только она должна произойти в рамках одной
земной жизни. Покаяние дает новую жизнь, но для этого человек должен быть
свободен от своего прошлого. Чтобы настоящее не было производной от прошлого,
должно существовать нечто надвременное, называемое личностью. Чтобы изменять
будущее, человек должен быть свободен не только от внешне материальных причин,
но и от мира психической причинности, которую он носит в себе самом. Различение
природы и личности помогает обосновать независимость человека от внутреннего
детерминизма. Человек существует как личностная инаковость по отношению к
|
|