|
о карме не вполне фаталистично, оно оставляет место некоторой свободе воли,
опираясь на которую живое существо может
противостоять кармической ситуации
и достичь, в конечном счете, свободы от кармы. Путь к освобождению предполагает
следование «трем драгоценностям», выражающееся в совершенном воззрении, знании
и поведении. Совершенным поведением преодолеваются гибельные страсти и желания,
достигается отрешенность и исчерпывается кармическое воздаяние.
Ненасилие и аскетизм.
Основным в поведении джайнов было ненанесение вреда живым существам (
ахимса
), поскольку все души способны стремиться к достижению совершенства. Однако это
не касалось собственного тела. В отличие от буддизма, джайнизм признавал
действенность аскетизма как пути к освобождению. Умерщвление плоти считалось
необходимым для преодоления присущих человеку желаний и для
кармической компенсации
будущих дурных последствий от грехов, совершенных в прошлом. Самоубийство
осуждалось, но допускалось исключение: для достижения высшей святости джайн мог
уморить себя голодом. Противопоставление «живого» и «неживого» носит
принципиальный характер, что отражается на теории кармы.
Всемирная и личная карма.
Изначально мириады живых существ, находящихся в зародышевом состоянии,
наполняют весь мир. Постепенно сила времени втягивает их во вселенский процесс
эволюции, они начинают развиваться, совершая поступки и вступая в контакт с
веществом –
в кармическую связь
. В результате каждого поступка к человеку прилипают частицы особого
кармического вещества
, образующие некое
кармическое тело
(
кармана шарира
), имеющееся у всех людей, не достигших освобождения. Судьба человека и
обстоятельства его будущих рождений определяются в основном
свойствами и количеством карм
, содержащихся в кармическом теле. Эти кармы могут иметь различную природу,
продолжительность влияния и способ действия. Кармическая материя задерживает
излучение души и не покидает душу до ее окончательного освобождения.
Восемь видов кармы
формируют все события в жизни человека. Каждый из видов кармы проявляется
двояко – в положительных и отрицательных результатах, которые одинаково вредны
для души, ибо приковывают ее к процессу перерождения. Первый вид кармы
определяет знания человека (правильные или ложные), второй – интуицию (верную
или ошибочную), третий – эмоции (приятные или неприятные), четвертый –
самооценку и поведение (хорошее или плохое). Четыре других вида кармы относятся
к бытию индивида. Пятый вид кармы ограничивает срок жизни (долгий или короткий),
шестой – основные обстоятельства жизни (счастливые или бедственные), седьмой –
происхождение (благородное или низменное), восьмой – духовные силы, препятствуя
человеку следовать своим желаниям (добрым или дурным).
Пять классов кармических состояний
определяют соответствующие душевные состояния. При обычном ходе событий карма
действует и дает результаты. С помощью собственных усилий действие кармы может
быть на некоторое время предотвращено. Хотя карма и нейтрализуется, она все же
существует, подобно огню, покрытому пеплом. Если деятельность кармы не только
предотвращена, но и уничтожена, душа находится на пути к освобождению. При этом
некоторые кармы уничтожаются, некоторые нейтрализуются, а некоторые остаются
действующими. Таких людей называют добрыми, тогда как святые пребывают в
состоянии ничем не обусловленной мысли. Карма решает все в обычной жизни, но с
помощью специальных усилий можно избежать ее воздействия. Никакого
вмешательства бога в существование вселенной не признается.
Буддизм
Эпоха Будды характеризовалась развитием торговли и городов, ослаблением
племенных традиций. В обстановке крушения верований на основании своего
духовного опыта Будда убедился в существовании четырех благородных истин – что
существует страдание, что у него есть причина, что оно может быть прекращено и
что есть путь, ведущий к этому. Появление и прекращение жизни объясняется
учением о зависимом происхождении, или колесом причинности. Из неведения
возникают очертания, из очертаний – сознание, из сознания – имя и форма, из них
|
|