|
предложена Кришне, может полностью очиститься от материальной скверны, которая
является результатом его прошлых грехов и мешает его духовному развитию. Тот же,
кто не следует этому принципу, продолжает грешить, и за это ему придется
расплачиваться: в следующей жизни он родится в теле собаки или свиньи и будет
пожинать плоды своих грехов. Материальный мир полон скверны, но тот, кто
принимает прасад (пищу, предложенную Вишну), становится неподвержен осквернению.
Он надежно защищен от материальной инфекции, тогда как человек, который ест
греховную пищу, неминуемо оскверняется.
Основой любой пищи является зерно и другие растительные продукты. Человек
питается злаками, овощами, фруктами и т.п., а домашний скот ест отходы
переработки злаков, а также траву, кормовые овощи и другие растения. Люди,
употребляющие в пищу мясо, тоже зависят от производства растительной пищи,
которая служит кормом для скота. Поэтому в конечном счете все мы зависим от
того, что родит земля, а не от продукции фабрик и заводов. Урожай зависит от
количества выпадающих дождей. Дождями повелевают такие полубоги, как Индра, бог
Солнца и бог Луны, которые являются слугами Верховного Господа. Чтобы
удовлетворить Господа, необходимо совершать жертвоприношения, иначе мы всегда
будем жить в нужде - таков закон природы. Поэтому, чтобы спасти себя, по
крайней мере, от голода, мы должны совершать жертвоприношения, и прежде всего
санкиртана-ягью, предписанную шастрами для нынешнего века.
ТЕКСТ 15
карма брахмодбхавам виддхи
брахмакшара-самудбхавам
тасмат сарва-гатам брахма
нитйам йаджне пратиштхитам
карма - деятельность; брахма - из Вед; удбхавам - рожденная; виддхи - знай же;
брахма - Веда; акшара - Верховным Брахманом (Личностью Бога); самудбхавам -
явленная; тасмат - поэтому; сарва-гатам - вездесущее; брахма - трансцендентное
начало; нитйам - вечно; йаджне - в жертвоприношениях; пратиштхитам -
присутствующее.
Предписания, регулирующие деятельность людей, содержатся в Ведах, которые
исходят непосредственно от Верховной Личности Бога. Поэтому вездесущее
Божественное начало вечно присутствует в акте жертвоприношения.
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе еще отчетливее выражена идея необходимости
ягьяртха-кармы, деятельности, направленной исключительно на удовлетворение
Кришны. Чтобы действовать ради удовлетворения ягья-пуруши, Вишну, надо
следовать предписаниям, направляющим эту деятельность, которые содержатся в
трансцендентных Ведах (брахма). Веды - это свод законов для человечества.
Всякое действие, совершенное вопреки ведическим предписаниям, относится к
категории викармы, запрещенной, или греховной, деятельности. Поэтому, чтобы
наша деятельность не имела греховных последствий, мы должны всегда следовать
указаниям Вед. В обычной жизни люди подчиняются законам государства, и точно
так же мы должны руководствоваться законами высшей державы, во главе которой
стоит Господь. Законы, записанные в Ведах, появились из дыхания Верховной
Личности Бога. В шастрах сказано: асйа махато бхутасйа нишваситам этад йад
риг-ведо йаджур-ведах сама-ведо 'тхарвангирасах - «Четыре Веды: «Риг», «Яджур»,
«Сама» и «Aтхарва» - возникли из дыхания всесильной Личности Бога»
(Брихад-араньяка-упанишад, 4.5.11). Всемогущий Господь может говорить дыханием.
«Брахма-самхита» подтверждает, что каждый из Его органов чувств способен
выполнять функции любого другого органа. Например, Господь может говорить
дыханием и оплодотворять взглядом. В шастрах сказано, что, бросив взгляд на
материальную природу, Господь зачал в ее лоне все живые существа. Сотворив мир
и поместив обусловленные души в лоно материальной природы, Господь дал им
наставления в форме Вед, чтобы указать путь, ведущий домой, к Богу. Не следует
забывать, что в этом мире все обусловленные души ищут материальных удовольствий.
Однако предписания Вед составлены таким образом, что, следуя им, человек может
утолить свои извращенные желания и, покончив с так называемыми удовольствиями
этого мира, вернуться к Богу. Так обусловленные души получают возможность
вырваться из материального плена. Поэтому они должны стараться совершать ягьи,
развивая в себе сознание Кришны. Даже те, кто никогда не следовал предписаниям
Вед, могут встать на путь сознания Кришны, и это заменит им ведические ягьи,
или кармическую деятельность.
ТЕКСТ 16
эвам правартитам чакрам
нанувартайатиха йах
агхайур индрийарамо
могхам партха са дживати
эвам - так; правартитам - предписанный Ведами; чакрам - цикл; на - не;
анувартайати - принимает; иха - здесь (в этой жизни); йах - который; агха-айух
- тот, чья жизнь полна греха; индрийа-арамах - находящий удовольствие в
чувственных наслаждениях; могхам - впустую; партха - о сын Притхи (Aрджуна);
сах - он; дживати - живет.
О Aрджуна, тот, кто, получив тело человека, не совершает предписанного Ведами
цикла жертвоприношений, несомненно, ведет жизнь, полную греха. Стремясь лишь к
чувственным удовольствиям, такой человек проживает жизнь впустую.
КОММЕНТAРИЙ: Здесь Господь осуждает философию служителей мамоны, призывающую
людей работать до седьмого пота и наслаждаться жизнью. Тем, кто ищет мирских
удовольствий, необходимо совершать цикл жертвоприношений, о котором говорится в
этих стихах. Если человек пренебрегает этими наставлениями, он подвергает себя
огромному риску, вступая на путь деградации. По законам природы человеческая
|
|