|
отличное, как от библейского, так и от христианского. Человек
«Поймандра» представляет собой некий двойник Логоса-Света, несущий Его в себе.
Но при этом он не тождественен Богу, так как не обладает полным знанием Бога,
хотя и обладает самостоятельной волей. Бог должен Знание человеку открывать, но
может этого не делать. Герметическое тождество человека и Бога напоминает
отношение Атман-Брахман индуизма, но лишь напоминает, так как не является
полным и зависящим только от человеческой воли. В герметизме между Человеком, и
Богом есть некая перегородка, сущность которой ещё предстоит установить.
7) Сказав это, он довольно долго смотрел мне в лицо, и я содрогался от вида его.
Потом, когда он (Скотт: я по его знаку...) поднял голову, я увидел в своей
мысли Свет, состоящий из несметного количества Сил, ставших безграничным миром,
и огонь, окруженный превеликой силой, достигает своего равновесия. Вот что моя
мысль различила из этого видения, ободренная словами Поймандра.
«Он смотрел мне в лицо, и я содрогался от вида его». Бог библии утверждает, что
его человеку видеть нельзя. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе
увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.
33:20). Отсюда можно заключить, или Библия не верна, или Поймандр – не бог, а
например, сатана; или пророк, которому всё это говорится – не вполне человек.
Исходя из текста и контекста повествования, проще всего предположить третье. Во
всяком случае, в древности Гермеса никто и не считал обычным человеком. Разброс
представлений о нём был велик: от человека-учителя и до языческого Меркурия и
даже Гермеса-Логоса со-творца мира. При этом Гермес ходил по земле и щедро
делился с людьми своими знаниями (некоторые считают, что он продолжает делать
это и сейчас).
В этом фрагменте ещё раз и однозначно свидетельствуется о том, что в
человеческой мысли так же есть Свет (метафизический), а во-вторых, о том, что
Свет состоит из несметного количества Сил, которые и становятся безграничным
миром. Если человеческая мысль идеальна, а это априорное утверждение, то значит,
что Свет – это и есть безграничный мир идей, сформированных какими-то
несметными силами. Эти силы формируют идеи-образы вещей. Но Гермес видит и
огонь «окружённый превеликой силой». Значение и природу огня и его «превеликой
силы» нам ещё надо установить. Важно отметить, что огонь, во-первых, окружён
какой-то великой силой (не световой), а во-вторых, находится в равновесии со
светом. Но, без всякого сомнения, Свет здесь не является порождением огня.
Огонь – это, несомненно, природная тварная стихия, ранее сотворённая Богом.
8) Видя мое изумление, он добавил:
– Ты увидел в своей мысли форму исконную, предшествующую бесконечному началу. –
Так сказал Поймандр.
– Из чего возникли стихии Природы? – спросил я.
– Из Воли Божией, – ответил он, – Который взял из нее Слово и, видя в нем
стройность и красоту, создал мир по его подобию, со стихиями, извлеченными из
него самого и с его собственными плодами - душами.
Этот фрагмент ещё одно яркое подтверждение того, что идея «в голове бога» –
«форма исконная» предшествует бесконечному началу природы со всеми её стихиями.
Природа сотворена из воли Божьей, то есть из ничего (какой же здесь дуализм!),
по подобию Бога и с плодами самого Бога – душами, вкраплёнными в тело Природы,
как изюм в пудинг. Вот тебе и раз… это нечто совсем новое! Причём
формообразующее начало природы – это Слово-Логос, исходящее от Бога-Ума, – это
нечто «прекрасное и стройное», что и оформило исконную, то есть идеальную
форму в материальных вещах. Здесь уместно вспомнить евангелие от Иоанна:
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
(Иоан.1:1-5)
Этот фрагмент свидетельствует о воплощении Логоса во Христе, но ничем не
противоречит «Поймандру». Сама идея христианского Логоса, по мнению многих
исследователей христианства, принадлежит александрийским гностикам. Итак, Бог
создал мир по Своему подобию, извлекая из себя стихии Словом-Логосом. Посмотрим,
что будет с Логосом и миром дальше.
9) Ум, Бог, объединяющий мужское и женское начала, который есть жизнь и Свет,
сотворил Своим Словом иной созидающий Ум – Демиурга, бога огня и дыхания,
который создал затем семь Управителей, объемлющих в своих кругах мир
чувственный и управляющих им с помощью того, что называют Судьбой.
Это отрывок, положивший начало обширной астрологической и алхимической
литературе. То, что Бог объединяет мужское и женское начало, то есть не мужчина
и не женщина, – это понятно, странно было бы предположить иное. То, что Он –
есть жизнь («Я – есть») и Свет, – об этом говорилось раньше. Всё это есть во
многих религиозных концепциях. Но вот то, что Слово не только упорядочило и
оформило хаотическую материю, но и создало «иной созидающий Ум – Демиурга» –
это нечт
|
|