|
ыло Природу, чистый огонь восстал из
влажной Природы ввысь, к тонкому миру; он был легкий, проникновенный и в то же
время действенный. И воздух благодаря своей легкости последовал за огненным
языком;(*4) от земли и от воды он восходил к огню, к которому он как будто был
подвешен. Земля и вода оставались на месте перемешанными настолько, что через
одно не было видно другое, и непрерывно получали воздействие дыханием Слова,
возносившегося над ними на том, что воспринимает ухо(*5).
После сотворения хаоса в него от Света спустилось Слово, после чего началось
разделение и оформление природных стихий. Огонь стал лёгким, проникновенным и
действенным. Появился воздух, но земля и вода пока оставались перемешанными.
Творения стихий и форм началось под воздействием Слова-Логоса. Именно это –
главное. Из этого же можно сделать некоторые выводы о функциональном
предназначении огня. Огонь – действенный и проникновенный. Сначала был мрак
хаоса, из него вышла влажная природа, от которой отделился воздух и огонь. Всё
это происходило под воздействием Слова.
6) – Понял ли ты, - спросил меня Поймандр, – что значит это видение?
– Я узнаю, – ответил я.
– Этот Свет, – сказал он, – это я, Ум, твой Бог, который предшествует влажной
Природе, вышедшей из мрака. Исходящее же из Ума лучезарное Слово – это Сын
Божий.
– Что хочешь ты сказать? – спросил я.
– Знай же, что я хочу этим сказать: то, что в тебе видит и слышит, есть Слово
Господне; Ум (Фестюжьер: Ум твой) есть Бог-отец. Они неразделимы, ибо в
единстве их жизнь.
– Благодарю тебя, - ответил я.
– Сосредоточь же свой ум на Свете и постигни сие, – сказал он.
Поймандр говорит о «видении», то есть представшая перед Гермесом картина
творения была видением-представлением, разыгранным пред ним для наглядности.
Действительно, ну как иначе ещё можно рассказать человеку о начальном акте
творения! Очень важным является то, что Ум предшествует Природе. Это
утверждение не позволяет считать концепцию, излагаемую в «Поймандре», настоящим
дуализмом, да и дуализмом вообще. Природа здесь без всяких сомнений сотворена
Умом, о чём прямо говорится, а потом при помощи Логоса-Слова она была
первоначально оформлена в четыре первичные природные стихии. Причём Логос
исходит из Ума и «носится на том, что воспринимает ухо». Можно предположить,
что творящий Логос имеет материальный носитель, хотя и порождается Богом и сам
нематериален.
Логос герметизма носится над водами, как дух Бога Ветхого Завета «над водою»,
оформляя материальные субстанции. И пока нет человека. Проследим далее, как
Логос будет принимать участие в человеческой судьбе.
На этом этапе повествования формируется такая картина «божественного
устройства»: Бог герметизма – это то, что предшествует Свету-Логосу. «То, что
в тебе видит и слышит», – это Логос (Слово Господне), Ум – есть Бог Отец,
который «постоянно с тобой». В то же время для восприятия Истины надо
сосредоточиться на Свете. Причём Логос и Ум, то есть Бог Сын и Бог Отец
неразделимы. Жизнь, как представление о себе самой «Я – есть», исходит из их
единства. То есть Логос присутствует в человеке, так же как и Бог-Ум, а значит
и Бог-Свет!
Из уже прочитанных фрагментов однозначно следует, что человек бы не был
человеком, то есть даже и не знал бы о себе, что он есть, если бы не Бог-Свет,
который и есть то, что в человеке видит и слышит Истину.
Из сказанного Поймандром можно заключить, что в герметизме Бог, как
триединство Ума, Логоса и Света, воплощается в каждом человеке. Сама же
картина творения не слишком отличается от библейской. Но в герметизме подробно
(это ещё более наглядно будет видно далее) показывается механизм творения. Бог
– это нечто, невидимое и не проявленное. Потом он становится Светом. В библии
же свет творится Богом: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».
Существенным отличием библейской картины от герметической является то, что в
герметизме Свет определённо имеет метафизическое значение, а в Библии
буквальное (на первый взгляд). В герметизме Бог порождает Свет, в Библии же
ничего этого нет, свет – творение. Но удивительным парадоксом, на который
обратили внимание многие исследователи ещё с незапамятных времен, является то,
что свет творится Богом библии ещё до светил… И лишь потом на четвертый день
Бог сотворит светила «чтобы отделять свет от тьмы». Что же это за свет такой?
Это заставляет думать о том, что в первый день Бог сотворил какой-то другой
свет, а именно метафизический, который сам Бог и отделил от тьмы, не доверив
это светилам. Уже в этом фрагменте «Поймандра» формируется представление о
человеке
|
|