|
ь последовательной трактовки долгие
тысячелетия, хотя была известна ещё в эпоху пирамид. Люди, бравшиеся её
трактовать, уходили кто в гностицизм, кто в оккультизм, кто просто видел в
этом тексте одну из многих компиляций из более поздних религиозных учений. Хотя
любое непредвзятое исследование этого текста установит, что в нем совершенно
отчётливо зафиксированы принципы:
1. Вторичность Идеи-Света и материи-природы по отношению к Создателю-Уму.
2. Воспроизведение в Природе этой Идеи (суммы идей), как мировой гармонии.
3. Априорность бытия «Я – есть» – ЖИЗНИ в Абсолютной Идее.
4. Последовательное, поэтапное воплощение идеи Человека, порожденного Богом, в
природе, где уже было создано материальное тело. Причём акт материализации идеи
Человека, несомненно, произошёл в результате какого-то сбоя в процессе творения,
вызванного сначала проявлением человеческой воли, а потом и конфликтом между
идеальным Человеком и Демиургом, сотворённым Богом специально для
осуществления творения. Но человек был прощён Богом, и ему оставлена
возможность возвращения-спасения к своему Отцу Небесному и после его воплощения
в материи. Бог любит человека, каждого человека…
5. Наделение природного человека душой и умом, обеспечивающим ему бессмертие и
истинное знание, получаемое непосредственно от Бога, как Ум-Свет. Причём в
природном человеке природой изначально сотворено духовное разнообразие людей
(семь типов).
6. Наличие в природе «тонких энергий», управляющих человеком, от которых
зависят человеческие качества.
7. Рассудок человека и ум – разное. Рассудок – это природное человеческое
качество, а ум-свет приходит от Бога и по воле Бога.
8. Наличие у человек души, которая является не творением, а плодом Бога.
Вероятно, что душа и является той самой перегородкой, которая отделяет
божественный Свет-Ум от рассудка.
9. Зло – результат изначальной непредназначенности человека для жизни в
материальном мире. Не было бы в мире человека, не было бы и зла. Человек обрёк
себя и мир на зло, когда вселился в него, помимо воли Бога, может быть
преждевременно. То есть «сбой программы творения», спровоцированный человеком,
привёл к появлению зла. Но Бог не стал это исправлять. Почему? Потому что
нарушил бы тем самым проявление человеческой воли.
10. Наличие в сотворенном мире субъекта, способного управлять тонкими энергиями
помимо воли человека, вредя ему. Этот «демон мщения» – очевидно Сатана, которым
стал Демиург, созданный Богом для реализации плана творения и сначала точно
исполнявший волю Бога. Демиург вызвал «сбой программы творения» потому, что не
пожелал подчиниться Человеку-творцу, за что и был отстранён от управления
творением.
11. Отсутствие каких-либо упоминаний о конце света, судном дне (правда в
«Асклепии» есть описание тяжёлого кризиса человечества).
12. Знаменитое «Что вверху, то и внизу» Гермеса Трисмегиста, на котором
основывается принцип соответствий, лежащий в основе астрологии и алхимии,
исходя из «Поймандра», надо понимать, что на Небе, то и на Земле. Мир Природы
(земля) является образом Идеи Бога (Небо).
13. «Познай себя самого» – очевидно означает познание мира и человека, в том
числе и научное познание. Именного познание мира и человека, научное познание,
в сочетании с моральными качествами, которые даёт Ум, свидетельствующими о его
наличии в человека, – есть путь к спасению.
Ивану Карамазову с его знаменитым: «Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира,
им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять», –
можно ответить, что этот мир хоть и передан тебе, но не так, как этого хотел
Бог, а как возжелал сам человек. Ты сам в него пришёл по своей воле! Так что на
Бога не пеняй, а занимайся науками и самосовершенствованием, приводя себя в
соответствие божьему миру. Совершенный человек создаст совершенный мир.
Несовершенство мира не от Бога, а от человека.
Автор убеждён, что даже если «Поймандр» и был записан в III веке нашей эры на
греческом языке, его идеи гораздо древнее текста. И чрезвычайно важно, что они
были выражены в законченной картине творения, многое на самом деле объясняющей.
Почему это произошло, и произошло именно в Александрии, мы уже говорили.
В этой лекции мы пока не будем давать развёрнутых комментариев о последствиях
использования всех этих идей в различных религиях и мировоззрениях. Скажем лишь,
что все вместе они не были использованы ни разу ни в одной мировоззренческой
|
|