|
ие
с Богом, Гермесом не отрицается, но является, очевидно, не просьбой, а актом
признания любви и благодарности Богу, за то, что он не отвернулся от падшего
человека, а дал ему возможность возродиться в Боге.
30) А я запечатлел себе благодеяние Поймандра, и, преисполнен того, чего желал,
я отдыхал, полон радости. Сон тела вызвал просветление души, мои закрытые глаза
созерцали Истину, плодотворная тишина несла в груди своей высшее Благо,
произнесенные слова были семенами добродетели. Это случилось со мною, потому
что я получил от моего Ума, то есть Поймандра, Высшего Ума, Слово истинного
могущества (Скотт: могущества учения); так, благодаря богодухновению, я овладел
Истиной. Вот почему всею своею душою и изо всех своих сил я посвящаю Богу-Отцу
сию песнь хвалы:
Здесь свидетельствуется о том, что ум Пророка и божественный Ум на самом деле
тождественны, но не полностью, а в той степени, которую дозволяет Отец,
допуская в человека Свет Божественного Знания. Пророк понимает, что Истина
никогда бы не открылась ему без воли Божией. Важным обстоятельством является то,
что Гермес пребывал в радости и отдыхал, обретя «плодотворную тишину ощущения
высшего Блага». Его экзистенциональные ощущения соответствуют тем, что обычно
переживают мистики, имевшие общение с Богом. Это так, к слову сказать, люди же
имевшие контакт с «властелином мира» – обычно получают прилив энергии,
заставляющей их творить чудеса разного рода. Ещё бы, ведь падший демиург –
властелин энергии-огня, но не Света.
31) Святой есть Бог, Отец Вселенной. Свят Бог, Чья Воля исполняется Его
собственными силами. Свят Бог, Который желает быть известным и который известен
тем, кто принадлежит Ему. Свят еси. Словом сотворивший все сущее. Свят еси,
Чей образ воспроизводит вся Природа. Свят еси, Которого не создала Природа.
Свят еси, сильнейший всяческих сил. Свят еси, величайший всех величеств. Свят
еси, превышающий все похвалы. Прими же чистое словесное жертвоприношение
непорочной души и сердца, возносящегося к Тебе, о невыразимый, невысказываемый,
Которого одна только тишина может назвать.
В русском языке «святой» и «светлый» – однокоренные слова…. Эта молитва Богу, а
не природе. Поэтому называть герметизм «Поймандра» пантеизмом – неверно, об
этом свидетельствует и весь трактат. Но теизм «Помандра» – это, всё же,
особенный теизм, напрямую и открыто провозглашающий, что Природа воспроизводит
образ Бога, а человек несёт в себе его идею-Свет, как чистое и истинное знание.
32) Молю Тебя, ни при каких невзгодах не позволь мне свернуть с пути истинного,
дай мне Знание нашей сущности, дай мне силу, просвети милостию Твоею тех, кто
суть в невежестве, братьев из моего племени, детей Твоих. Я верю в Тебя и
свидетельствую о Тебе, я иду к жизни и Свету. О Отче, благословен будь;
человек, принадлежащий Тебе,(*19) желает разделить Твою святость (Фестюжьер.
желает уделить тебе помощь в деле освящения), ибо Ты дал ему в этом полную
власть.
Здесь говорится о том, что Гермес понимает свою зависимость от воли Бога и
считает людей братьями своего племени и детьми Бога. Они заслуживают идти к
Свету, и тот, кто упорен на этом пути, достигнет божественной святости.
ПРИМЕЧАНИЯ:
ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ СВОД
1. Поймандр - "пастырь мужей" (греч.). (К. Б.)
2. Средневековый арабский учебник магии "Пикатрикс" вкладывает в уста Гермеса
следующие слова о том, что с ним произошло: "...Преисполненный желания открыть
учение о тайне (Secreta opens mundi) и таинство сотворения, я очутился в
мрачной пещере, темной и ветреной. Я ничего не видел из-за царящего в ней мрака
и не мог держать зажженной лампу - так сильно дул ветер. Тогда мне явился некто
с прекрасным лицом и сказал мне: "Возьми свечу и помести ее в стеклянную лампу,
которая предохранит ее от ветра, и он ее не погасит. Затем войдем в подземную
комнату..."" (Picatrix, III, 6). Это напоминает Леонардо да Винчи: "Разъяренное
море не шумит так даже тогда, когда бушует северный ветер... И влекомый своей
страстной волей, жаждущий увидеть великое смешение разных дивных образов,
сотворенных искусной Природой, блуждая среди тенистых скал, я дошел до
отверстия большой пещеры, стоя пред которой, удивленный, не осознавая, что
происходит... И вдруг вскипели во мне две силы: страх и желание, страх перед
грозной темной пещерой и страстное желание увидеть, нет ли в ней чего-то
истинного" (Cod. Anindel 263, 155г.). (К. Б.)
3. Приводим для сравнения соответствующий отрывок из "Пастыря" христианского
автора середины II века Гермы (Hermas): "Когда я помолился и сидел на ложе,
вошел ко мне человек почтенного вида, в пастушеском одеянии; на нем был белый
плащ, сумка за плечами и посох в руке. Он приветствовал меня, и я ему также
ответил приветствием. Тотчас же он сел возле меня и говорит мне: "Я послан от
славнейшего ангела, чтобы жить с тобой остальные дни твоей жизни". Мне
показалось, что он искушает меня, и я говорю ему: "Кто же ты? Я, говорю, знаю,
кому я препоручен". Он говорит мне: "Ты не узнаешь меня?" – "Нет", говорю я. "Я,
– говорит он, – тот самый пастырь, которому ты препоручен"...
|
|