Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Инноватика :: А.А ПОСКРЯКОВ :: ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-
 
изна) такими её частями являются старое, современное и новое. Именно 
единство старого, современного и нового является первичным по отношению к 
каждому из этих элементов (в т.ч. новому!) и обеспечивает оптимальное 
функционирование инновационного комплекса в целом; 
   б) принцип неаддитивности (несводимости свойств системы к сумме свойств 
составляющих её элементов) применительно к инноватике проявляется в 
нетождественности характеристик старого, современного и нового(!), как частей 
инновационного объекта, его доминантным характеристикам как целостности. Так, 
либерализацию экономики нельзя сводить к свободной купле-продаже 
государственной собственности (новое), поскольку подлинная свобода – это та, 
которая способствует благу всех, что отнюдь не является следствием 
приватизации;  
   в) принцип синергичности (однонаправленность действий элементов системы 
усиливает эффективность функционирования всей системы) обусловливает 
необходимость поиска баланса целей старого, современного и нового в едином 
инновационном комплексе с сохранением сущностного отличия (новизны);
   г) принцип эмерджентности (неполного совпадения целей системы с целями её 
компонентов) при осуществлении инновационного проекта требует построения именно 
дерева целей (иерархии параметров) для системы в целом и каждой её составной 
части;
   д) при проектировании и реализации инновационных систем следует учитывать 
принцип мультипликативности, означающий, что эффекты функционирования 
компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения (например, 
вероятность безотказной работы компьютерной сети равна произведению 
вероятностей безотказной работы её компонентов);
   е) принцип структурности предполагает, что оптимальная структура инновации 
должна иметь минимальное количество компонентов; вместе с тем эти компоненты в 
полной мере должны выполнять заданные функции и сохранять доминантные свойства 
инновационной системы, т.е. те, которые обеспечивают ее новизну; 
   ж) при этом структура системной инновации должна быть мобильной, т.е. легко 
адаптируемой к изменяющимся требованиям и целям, что вытекает из принципа 
адаптивности;
   з) эффективное инновационное проектирование предполагает в качестве 
обязательного условия реализацию принципа альтернативности, согласно которому 
необходима разработка нескольких взаимозаменяемых инновационных версий. 
Например, чем выше неопределённость ситуации на предполагаемом рынке сбыта, тем 
больше должно быть вариантов альтернативного развития (количества версий, форм 
внедрения, тиражирования и т.п.) проектируемой инновации;
   и) наконец, принцип преемственности применительно к культурной инновационной 
деятельности требует обеспечения возможностей для продуктивного существования 
старого в соответствующем инновационном пространстве и, наоборот, эффективного 
функционирования нового в условиях сохраняющегося старого (при обязательном 
опосредующем влиянии современного). 

3. Психологические аспекты инновационной культуры

   Центральной проблемой психологии инновативности является проблема 
теоретического и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов 
психологического раскрепощения творческого потенциала личности и обеспечения 
психологического комфорта для продуктивной инновационной деятельности. 
   Инновационная деятельность оказывается тем более успешной, чем выше 
потребность в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности 
имеются различные точки зрения, в том числе противоположные. Французский 
писатель и философ-просветитель Вольтер (1694-1788) полагал, что если бы у 
человека не было потребности в новом, то мы до сих пор “лазили бы по деревьям и 
питались бы желудями”. Основоположник немецкой классической идеалистической 
философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) считал, что потребность в 
новом есть сущностная характеристика “социального человека”. Однако известна и 
та точка зрения, согласно которой основным смыслом жизнедеятельности человека 
является самосохранение, поддержание своего существования именно через 
культивирование самоограничения, незаметности, кротости (“блаженны кроткие”). 
Вместе с тем, как уже отмечалось, в современной науке признается за очевидность 
то, что любая система, для которой преобладающей является ориентированность на 
стабильность, в конечном счёте, приходит к стагнации и разрушается.
   Внесистемная детерминация и будирование инновативного импульса, 
редуцируемого системным меньшинством предполагает наличие своеобразных 
протоинституций (нормативных ниш), обеспечивающих жизненное внутрисистемное 
пространство для этого инновативного меньшинства, а именно для тех, кого 
именуют девиантами, т.е. субъектами как нонконформистского поведения 
(принципиального, манифестируемого отклонения), так и аберрантного поведения 
(целесообразного, но маскируемого отклонения). 
   На внесистемный (контркультурный) характер направленности на “новое” 
обращали внимание ещё древние римляне, заметившие, что интерес к новому 
проявляли, как правило, не свободные граждане, а “чернь”. А известный русский 
ученый, основатель биогеохимии, академик Владимир Иванович Вернадский 
(1863-1945) отметил как-то, что “носителями нового на протяжении всей истории 
человечества были изгои общества”. Кроме того, известна точка зрения, согласно 
которой ориентация на новое является причиной психических стрессов, т.е. 
признается, что инновативность как психологическая интенция может быть и 
пагубной, разрушительной. 
   Инновационное сознание, являясь сферой нестандартного, (или да
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 11
 <<-