|
классического образования, базировавшегося на триединстве знаний, умений,
навыков, возникло противоречие между целостностью культуры и технологией ее
фрагментарного воспроизводства через знаниевый тип обучения. В этой ситуации
обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объемом знаний,
необходимых человеку, и ограниченными (в рамках традиционных образовательных
систем) условиями для овладения ими. Решение этого противоречия возможно лишь
на пути перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему целостное
воспроизводство субъекта культуры. Целью непрерывного образования является
постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности
на протяжении всей ее жизни.
Под непрерывным образованием следует понимать не механическое движение
личности от дошкольного к общему среднему, профессиональному (начальному,
среднему, высшему), послевузовскому образованию, а гармоничный процесс
цикличного обновления личности на каждом из указанных этапоз развития.
По различным источникам, процесс удвоения информационной культуры
осуществляется в течение 5-10 лет, адекватно этому человек за свою
интеллектуальную жизнь должен осуществить метаморфоз 6-12 раз. А за период
профессионального образования переобучение (повышение квалификации) должно
осуществиться 3-6 раз. Так происходит в развитых странах. В России же этот
показатель колеблется от 11 до 14 лет. Значит, непрерывное образование - это
процесс циклично-качественного изменения личности, адекватный общественным
культурно-информационным стадиям. Этот процесс допускает временные перерывы в
образовании, переход от одной специальности к другой.
Интенсификация социокультурных перемен в мире с начала XX века привела к
несоответствию между развитием образования и общим уровнем социального,
культурного пространства жизнедеятельности личности. В нынешней ситуации
функционирование системы непрерывного образования возможно лишь при условии
развития в нем инновационных процессов. «Инновация» - от латинского in - в;
novus - новый - переводится как «нововведение»1. Инновация не сводится только к
обновлению, она является превращением новых знаний в технологии, методологии
образовательного процесса, адекватные культурно-общественным требованиям.
Необходимо осмысление национально-государственного статуса образования,
социокультурная специфика которого должна содержать региональный аспект.
Создание условий для воплощения в жизнь системы непрерывного образования
является одним из важнейших направлений деятельности Министерства общего и
профессионального образования Ростовской области. Реализация идеи непрерывного
образования, в свою очередь, немыслима без изменения его содержания, поэтому в
развитие системы органично «вплетен» инновационный момент. Важную направляющую
роль в инновационном процессе играет Коллегия Министерства общего и
профессионального образования, рассмотрение и анализ решений которой
предоставляет обширную информацию о становлении и развитии системы непрерывного
образования, инновационных процессов в области, а также политике управления ими
на региональном уровне.
В ходе работы над монографией проявилась специфика её направленности,
которую можно охарактеризовать как культурологию образования. Определенный
вклад в это направление осуществлен в работах Ю.А. Жданова [37], Г. В. Драча
[64], С.В. Резванова [104], Е.В. Бондаревской [13], В. Слободчикова [122], В.
Розина [115], И. Зарецкой [40], А.В. Сиволапова [121], О. Федоровой [133], А.
Арнольдова [5] и др.
Чрезвычайно важным представляется культурологический подход к проблемам
образования, присущий А. Дистервегу [33],
Современный словарь иностранных слов - М. 1993г.
8
С.И. Гессену [25], П.Ф. Каптереву [42], И.П. Подласому [100], B.C. Ледневу [72].
Вышеперечисленные авторы видят диалектику образовательного процесса в передаче
культурного наследия новым поколениям. У В.И. Шадрикова [141] мы встречаем
взгляд на образование как на механизм развития культуры.
В монографии использована литература по различным аспектам
образовательной реформы: исследование М. Богуславского и М. Фишера [11], В.
Беспалько [8], А.И. Ковалевой [49], Э.Д. Днепрова [35,36], В.А. Болотова [99],
в работе В.И. Жукова [38] рассмотрены общие проблемы развития образования, П.Н.
Тищенко [126,127] раскрывает региональный аспект данной проблемы,
сравнительному анализу образовательных парадигм посвящены исследования А.П.
Вапицкой [15], И.А. Колесниковой [51], Г.Ф. Карповой [43].
В русле темы монографии находится точка зрения Х.Г. Тхагапсоева [129] о
смене образовательной парадигмы в целях преодоления противоречия между
целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через
«зна-ниевый» тип обучения. Нами изучены работы Е.В. Бондаревской [12], М.В.
Кларина [47], В.В. Серикова [120], В.Т. Фоменко и И.В. Абакумовой [134],
посвященные личностно-ориентированному образованию.
Среди ученых, работы которых оказали большое влияние на популяризацию
идеи непрерывного образования, индийские исследователи П. Шукла [155] и Р. Дейв
[150,151], австралиец А. Кропли [150], англичанин Ф. Джессап [154], нидерландец
X. Фрезе [152], бразилец А. Корреа [49], отечественные исследователи С.Г.
Вершловский [18], В.А. Горохов и Л.А. Коханова [28,29], А.В. Даринский [31], О.
В. Купцов [65], В.Г. Онушкин [125]. Среди вышеназванных авторов необходимо
выделить Р. Дейва [150], которому принадлежит наиболее полная для своего
времени, достаточно всеобъемлющая классификация признаков непрерывного
|
|