|
ерхъестественными существами (богами, демонами, душами
умерших и др.), и потому этот мир полон богатств и неограниченных
возможностей (ср. десакрализованные мифы о пещерах с сокровищами и т. п.).
Лишь в результате "естественной" интерпретации учеными 19 века, которые
свели религиозную символику к ее конкретной физической форме, космический
смысл пещер и культовых подземных жилищ был заслонен представлением об
обители умерших и источнике земельного плодородия.
ЗАЛМОКСИС И ОБРЕТЕНИЕ БЕССМЕРТИЯ
Если обратиться к самой версии Геродота вне проблемы ее происхождения и
истинности, то Залмоксиса можно представить как: а) д а й м о н а или т е о
с а, несущего откровение эсхатологического толка и основавшего культ
инициации, которая определяет условия существования после смерти; б)
Залмоксис - не сверхъестественное существо космического типа, с самого
начала традиции находящееся по ту сторону, подобно другим фракийским богам,
упоминаемым Геродотом (Аресу, Дионису, Артемис или Гере); Залмоксис
возникает в определенной религиозной истории, существовавшей до него, и
знаменует собой новую эпоху эсхатологического типа; в) "откровение", которое
он несет гетам, реализуется в хорошо известном ритуально-мифологическом
сценарии "смерти'' (оккультации) и "возвращения на землю" (эпифании). Этот
сценарий часто служил поводом для основания новой эры или нового
эсхатологического культа; г) основная идея послания Залмоксиса - жизнь после
смерти, бессмертие души; д) поскольку возвращение Залмоксиса на землю само
по себе не служит "доказательством" бессмертия души, этот эпизод, видимо,
передаст неизвестный нам ритуал.
Вера в бессмертие души не переставала волновать греков в 5 веке.
Геродот подобрал для гетов самое красочное определение, когда назвал их
теми, "кто верит в свое бессмертие" (getas tous athanatizontas), "потому что
согласно их вере они не умрут, а отправятся к Залмоксису". В диалоге
"Кармид", написанном вероятно через 30 лет после Геродота, Сократ повествует
о встрече с неким фракийцем, "одним из тех врачевателсй фракийского короля
Залмоксиса, о которых говорят, что они обладают даром наделять бессмертием".
В самом деле, глагол athanatizein означает не "верить в свое бессмертие", а
"становиться бессмертным". Смысл такого "обретения бессмертия" раскрывается
Геродотом: Залмоксис, принимая своих гостей ("первых граждан"), "учил, что
ни он, ни его гости, ни их потомки не умрут, а лишь попадут в иное место,
где будут жить вечно, пользуясь всеми благами". Однако это счастливое
существование не было обещано всем, а лишь тем, кто проходил особый обряд
инициации, что роднило культ Залмоксиса с греческими и эллинистическими
мистериями. Гелланикос, старший современник Геродота, описывая ритуал
Залмоксиса, справедливо его называет "teletai", подчеркивая его инициативный
характер.
Гелланикос, среди прочего, упоминает теридов и пробидов, два
соседствующих с гетами племени: они также верили, что не умрут, а отправятся
к Залмоксису. Однако пребывание рядом с богом не считалось обязательным,
потому как "умершие могли вернуться обратно". Вот почему на поминках "они
радовались мысли, что покойник вернется". Ради этого они совершали
приношения и пировали.
Сведения о возвращении умерших есть и у Фотия, Суида и Помпония Мела.
Последний полагал, что у фраков было три представления о загробном
существовании души: первое - возвращение умерших. Согласно второму
представлению, души хотя и не возвращаются, однако не исчезают, а начинают
иное счастливое существование. Наконец, третье представление ближе к
философии пессимизма, чем к народной эсхатологии: души умирают, однако
смерть предпочтительней жизни.
Те немногочисленные источники, которыми мы располагаем, помимо
Геродота, еще более усложняют проблему. Попытаемся сперва понять, что могло
означать "возвращение умерших", о котором сообщают Фотий, Суид и Помпоний
Мела. Это утверждение никоим образом не означает метемпсихоз, как иногда
предполагалось, хотя у Эврипида и существует высказывание, из которого можно
предположить о существовании веры в переселение душ у фракийцев. Вполне
вероятно, что более поздние сообщения о "возвращении умерших" появились в
результате ошибочной трактовки текстов Геродота: геты поверили в бессмертие
души после того, как Залмоксис вновь появился спустя четыре года; из этого
геты сделали вывод, что после смерти они все отправятся к Залмоксису лишь на
некоторое время, а затем опять вернутся на землю. Другая возможная
интерпретация - обряд погребения, смысл которого - добиться периодического
возвращения умерших.
Подобные обряды засвидетельствованы как в регионе Средиземноморья, в
Греции, на Балканах, так и в других местах (у немцев, финно-угров и др.).
Указание на то, что териды и кробиды осуществляют жертвоприношения и пируют,
"чтобы заставить покойника вернуться", напоминает о многочисленных сходных
обычаях, из которых самый зрелищный засвидетельствован у черемушей. Не
исключено также, что речь идет о новых традициях, возникших под иранским и
германским влиянием, усилившимся в эпоху Децебала.
Независимо от интерпретации, тема "возвращения умерших" не имеет ничего
общего с тем, что Геродот сообщает об учении Залмоксиса, и с тем, что греки
узнали в 5 веке о веровании гетов. Греков интересовало именно то, что
Залмоксис наделял "бессмертием", и после смерти его последователи
отправлялись на встречу с ним "туда, где им пр
|
|