Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Румынии :: Мирча Элиаде - От Залмоксиса до Чингиз-хана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
венников  в  том, что  Пифагор посетил  Аид  и теперь  мог
поведать  о судьбах родственников и друзей своих сограждан. Пифагор полагал,
что бессмертие души - результат метемпсихоза, и именно это учение он пытался
продемонстрировать.
     Начиная с Рооде, ученые сошлись во мнении, что  источником этой пародии
послужило  сообщение  Геродота  об   исчезновении  Залмоксиса.  Впрочем,  не
исключено, что Гермип использовал и другие  тексты. Ямбликос в  своей "Жизни
Пифагора" передает  ту  же историю,  добавляя  подробности,  которых  нет  у
Геродота. Как бы  там ни было, рационалистическая версия  Геродота и пародия
Гермипа,  а   также  их   источники   игнорируют  или  сознательно  искажают
религиозную  природу  изображаемых  ими  событий.  Между  тем,  уединение  в
подземном   укрытии  символически   и  ритуально  эквивалентно   катабазису,
нисхождению  в  ад,  совершаемому  во время  инициации. Подобные нисхождения
засвидетельствованы  в  более  или  менее  легендарных биографиях  Пифагора.
Согласно Порфирию, Пифагора посвятили на Крите в  мистерию  Зевса  следующим
образом:  пройдя  очищение  с  помощью  осколка метеорита,  он  провел ночь,
завернутый в шкуру черной овцы, а затем  спустился  в пещеру Иды, где пробыл
27  дней.  Диоген Лаэртский  добавляет, что Пифагора  в  пещере  сопровождал
Эпименид, знаменитый инициатор. Наконец, в тексте Абарис, сохранившемся лишь
фрагментарно,   говорится,  что   Пифагор   спускается  в   ад   в  компании
сверхъестественного проводника.
     Эти  более поздние легенды  помогают нам  понять  подлинное  назначение
подземного  укрытия  Залмоксиса. Речь идет о  ритуале инициации.  Это однако
вовсе не означает, что Залмоксис был хтоническим божеством. Нисхождение в ад
в ритуале инициации эквивалентно смерти, и этот опыт ложится в основу нового
тина бытия. "Исчезновение" (оккультация) божественного или полубожественного
существа   (владыки-мессии,    пророка,   Мага,    законодателя)    довольно
распространенный ритуально-мифологический сценарий в Азии и Средиземноморье.
Минос, сын Зевса,  -  пример античного  законодателя  -  каждые  девять  лет
уединялся в горной  пещере  Зевса,  а затем возвращался с таблицами  законов
(Страбон). Особенно  характерны  периодические  эпифании и  оккультации  для
Диониса. Его  "смерть" и  "рождение" передают идею ритмичности вегетативного
цикла,   всякого  рождения   и  смерти.  Однако  в  реальной  истории  такое
циклическое   появление   и  исчезновение   сверхъестественных  существ   не
засвидетельствовано.

РИТУАЛЬНЫЕ ГРОТЫ: ОККУЛЬТАЦИЯ И ЭПИФАНИЯ


     Ритуально-мифологический   сценарий   реализуется    в   многочисленных
традициях,   связанных   с   периодической   эпифинией    бога,   воцарением
правителя-мессии,  или  явлением  пророка.  Этот  сценарий  довольно   долго
просуществовал в  иранской и  азиатских культурах.  По  одной  легенде, Мани
объявил, что поднимается на небо, где пробудет один год, а затем уединится в
пещере. Бихафарид,  живший  в  8 веке, построил  замок  и,  убедив жену, что
находится при смерти, уединился в нем. Через год он объявился и сообщил, что
побывал на небе, где  Бог показал ему Рай и Ад и доверил передать людям свое
откровение. У  Г. Виденгрена,  подробно изучившего  этот  мотив, мы  находим
историю  Аль-Бируни:  накануне  воцарения  партийский  владыка  уединился  в
пещере, куда пришли его подданные, чтобы поклониться ему как новорожденному,
то есть как младенцу сверхъестественного происхождения. В армянской традиции
сохранились сведения о пещере, в которой укрылся Мехер (то есть Михр, Митра)
и  откуда  он  выходил  раз  в  году.  Всякий   раз   Митра  представал  как
перевоплощенный, новорожденный правитель.
     Эта  иранская тема звучит  в  христианской  легенде  о  залитой  светом
Вифлеемской  пещере. Анонимный  автор  труда "Opus imperfectum in Matthacum"
сообщает, что волхвы ежегодно восходили на Гору Побед, где находилась пещера
с родником и деревьями, и ждали появления Звезды. В конце концов она явилась
им  в  образе  младенца  и призвала  идти  в Иудею.  В зукнинской  летописи,
относящейся,  как  и "Opus  imperfectum",  к периоду до 6 века, эта  легенда
излагается белее подробно: 12 "Правителей-Мудрецов" каждый месяц восходят на
Гору и вступают в Пещеру Сокровищ. Как-то раз они увидели неописуемый  столб
света, над которым сияла  Звезда ярче, чем тысяча  солнц. Звезда проникает в
Пещеру  Сокровищ и обращается к Правителям. Ослепнув от света, они  упали на
колени. Свет сгущается и, приняв  форму смиренного  человека, сообщает,  что
его послал небесный Отец, чтобы призвать Правителей в Галилею.
     Перед нами  великий синкретический миф о  Небесном  Спасителе в  сильно
иранизированной   форме.   В   этом   мифе   много   архаических  элементов,
предшествующих  культу  Митры  и  ирано-семитскому  синкретизму.  Несомненно
важная тема сверхъестественного света  не должна,  однако, заслонять  от нас
фундаментальную  символику.  Так,  Пещера  на  вершине  горы  представляется
исключительно  подходящим  местом  для   божественной  эпифании,  где  после
оккультации являет себя бог-спаситель, пророк или космократ.
     В то  же  время  пещера  -  часть  хтонического  мира  и  модель  всего
универсума.   Именно   символика   пещеры   как   священного  всеобъемлющего
пространства,  составляющего  "мир  в  себе",  а  не  прямая  "естественная"
трактовка  ее  как сумеречного, подземного царства, позволяет  добраться  до
подлинного  религиозного  смысла  этой  легенды.  Ритуальная  пещера  иногда
имитирует ночное небо, становясь imago  mundi  (образом мира),  Вселенной  в
миниатюре. Пребывание  в пещере  не обязательно  означает нисхождение в  мир
теней,  оно  может означать  и жизнь в ином, более  объемном, более  сложном
мире,  населенном  с
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-