Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Румынии :: Мирча Элиаде - От Залмоксиса до Чингиз-хана
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
которого некоторые отождествляют с Гебелеизисом". Далсе Геродот
описывает  два ритуала,  посвященных  Залмоксису: кровавое  жертвоприношение
посланника,  осуществляемое раз в  четыре года, и стрельба  из лука во время
бури. Об этих ритуалах речь пойдет несколько позже, сейчас же посмотрим, что
сообщает далее Геродот о самом Залмоксисе:  "Я узнал от эллинов, проживающих
в Геллеспонте и в Понте, что этот Залмоксис, будучи обычным человеком, якобы
жил  в  рабстве на  Самосе  у Пифагора,  сына Мнесарха. Заслужив свободу, он
нажил большое состояние и вернулся на родину. Фраки жили в страшной бедности
и были необразованны. Залмоксис, знакомый  с  ионийским  жизненным укладом и
более утонченными нравами, чем во  Фракии, к тому же проживший среди эллинов
и,  главное,  рядом  с самым  мудрым  человеком  Эллады -  Пифагором,  решил
построить особый  дом,  в котором  он  принимал и  устраивал пиры для  самых
замечательных сограждан. Во время пиршеств он учил, что ни он, ни его гости,
ни их потомки в будущем не умрут, а  лишь  переселяться в иное  место,  где,
живя вечно, обретут все  блага. Пока Залмоксис принимал гостей и увещевал их
таким образом, он  строил себе жилище под землей. Когда обитель была готова,
Залмоксис исчез,  спустившись в свои подземные покои, где и пробыл три года.
Фраки  очень  сожалели  о  его исчезновении и оплакивали  как  мертвого.  На
четвертый год он появился среди  сограждан, тем самым заставив их поверить в
свое учение. Так рассказывают  эту историю  эллины.  Я сам  не  подвергаю се
сомнению, но и не верю полностью. Думаю, что этот Залмоксис  жил задолго  до
Пифагора. Был ли он простым человеком  или  в  самом деле  богом готов  - не
ведаю, с тем и оставляю его в покое".
     Естественно,  это  свидетельство  произвело  глубокое  впечатление   на
античный  мир  со  времен   Геродота  и  до   последних   неопифагорейцсв  и
неоплатоников. Его комментировали и интерпретировали знатоки вплоть до наших
дней.  На  некоторых  интерпретациях мы остановимся ниже.  А  сейчас выделим
главные элементы этого сообщения: а)  свидетели Геродота настаивают в первую
очередь  на том,  что  Залмоксис  был  рабом  Пифагора  и,  обретя  свободу,
попытался  утвердить среди  фраков  греческую цивилизацию  и  учение  своего
хозяина; 6)  основа "пифагорейского" учения  Залмоксиса  - идея  бессмертия,
точнее, счастливого существования  после смерти; в) Залмоксис  излагал  свою
доктрину на пирах, которые  устраивал  для высокородных  соотечественников в
андреоне,  выстроенном специально для этой цели;  д)  одновременно Залмоксис
построил подземную обитель, в которой скрывался три года; геты посчитали его
умершим  и  уже  оплакали,  однако на  четвертый  год  Залмоксис  объявился,
убедительно  продемонстрировав  верность  своего  учения. Геродот  завершает
повествование,  так и не высказавшись по поводу реальности подземного жилища
и не  дав  однозначного  ответа,  был ли Залмоксис человеком  или божеством.
Однако  историк высказал предположение,  что  Залмоксис мог жить задолго  до
Пифагора.
     За исключением одной  детали,  которая  кажется непонятной, а именно  -
оплакивание гетами Залмоксиса (возникаем вопрос, как они пришли  к  выводу о
его   смерти,  если  не  обнаружили   его  тела?),   вся  история   выглядит
правдоподобно;  греки  Геллеспонта,  или  сам  Геродот,  вложили  полученную
информацию  о  Залмоксисе,  его доктрине  и культе в  определенный  духовный
горизонт мифа; пифагорического типа. Поступили ли они так в силу патриотизма
(разве сами варвары могли додуматься до такого учения?) - для  нас  не имеет
значения.  Важно,  что  греков поразило  сходство  между учениями Пифагора и
Залмоксиса. Как бы там ни было, этого достаточно, чтобы дать представление о
типе доктрины и религиозной практики, характерной  для культа  Залмоксиса. В
самом деле, греческая версия  допускает  много параллельных мест  с системой
греческих богов  и героев. Тот факт, что учение Пифагора  названо источником
религиозных  идей  Залмоксиса, подтверждает,  что культ  этого гетского бога
предполагал веру  в  бессмертие души  и  определенный  ритуал  инициации. За
сдержанным  сообщением  Геродота  проглядывает  явно мистериальный  характер
культа Залмоксиса.
     Возможно,  это  и явилось  причиной  того,  что  Геродот  удержался  от
сообщения  подробностей (при условии,  что он  знал о них, а  это  отнюдь не
очевидно):  его  холодное  отношение  к мистериям хорошо  известно.  Геродот
признался,  что  сам не верят в  историю рабства  Залмоксиса у  Пифагора,  и
полагает, что гетский даймон жил гораздо раньше. Это очень важная деталь.

"ПОДЗЕМНОЕ ЖИЛИЩЕ"


     Андреон,  который Залмоксис  выстроил для приема почтенных сограждан  и
проповеди  бессмертия,  сразу напоминает зал Пифагора в Кротоне  и помещения
для  ритуальных  пиршеств  тайных религиозных  сообществ. Множество  похожих
помещений для ритуальных пиршеств были обнаружены в Тракии  и в придунайской
зоне. Что касается подземного жилища, если только сведения  о нем Геродот не
добавил  от  себя  самого,  вспомнив  о  легенде, связанной с  Пифагором, то
очевидно, что подлинное назначение  этого помещения не было понято.  В одном
из  сатирических  произведений Гермипа, /дошедшем  до  нас  в неполном виде,
говорится,  что Пифагор  уединился  на  семь  лет  (тот  же срок называет  и
Тертуллиан) в подземном укрытии. По наставлению Пифагора,  его мать написала
письмо, которое ом выучил наизусть, прежде чем его запечатали. Пифагор вышел
из своего укрытия  подобно мертвому из Аида  и  явился на народное собрание,
заявив, что  умеет читать письма, не вскрывая печати. Это чудо  развеяло все
сомнения соотечес
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-