|
сть сельской (лесной и равнинной)
среде.
У нас нет оснований предполагать, что Замолксис претерпел сходное
изменение, поскольку с самою начала его культ был распространен среди
образованных людей в протоурбанистической среде. С другой стороны, трудно
предположить, что главный бог гето-даков, единственный, которым
заинтересовались греки, а позднее эллинистическая и римская элита,
упоминаемый писателями до самой поздней античности, полностью исчез и был
предан забвению после превращения Дакии н римскую провинцию. Может быть,
следует искать его среди романизированных и синкретизированных божеств?
Не будем забывать, что основные черты культа Залмоксиса носили
эсхатологический и мистериальный характер: по Геродоту, Залмоксис обладал
способностью наделять бессмертием с помощью инициации, которая предполагала
нисхождение в ад (оккультацию) и последующую эпифанию, ритуальную "смерть" и
"воскресение". Можно предположить, что верования, связанные с Залмоксисом и
его культом, были радикально преобразованы и впитаны христианством.
Маловероятно, чтобы религиозный комплекс, основанный на вере в бессмертие и
почитание мистериального посредника-бога, обошли своим вниманием
христианские миссионеры. Все аспекты религии Залмоксиса -эсхатология,
инициация, пифагорейство, аскетизм, мистериальная эрудиция (астрология,
терапия, теургия и т. п.) - способствовали сближению с христианством. Самое
лучшее и самое простое объяснение исчезновения Залмоксиса и его культа
следует искать в ранней христианизации Дакии (до 270 г. н. э.). К сожалению,
нам мало известно о самых ранних этапах становления христианства в Дакии, и,
как следствие, мы не знаем, удалось ли сохраниться в каких-либо новых формах
определенным аспектам религии Залмоксиса в раннехристианский период. Однако
бесполезно искать следы Залмоксиса в румынском фольклоре, поскольку его
культ не был характерен для сельской местности, и к тому же он почти целиком
влился в христианство, в отличие от других языческих верований.
МЕТАМОРФОЗЫ ЗАЛМОКСИСА
Конечно, судьба Залмоксиса парадоксальна. Исчезнув при дако-римлянах,
он возродился вдали от родины, в традициях готов и, как следствие, в
западноевропейской историографии, правда, сильно мифологизированной. Он
возродился именно потому, что по-своему символизировал гений гето-даков. И
только реконструировав мифологическую историю гето-даков в сознании
западного мира, от нашествия варваров до конца Средневековья, мы сумеем
понять, почему Альфонсо эль Сабио, автор "Cronica Gcneral", с таким
воодушевлением писал о Zamolxen, Boruista и его советнике Dicineo.
Для начала попытаемся восстановить образ гето-даков, утвердившийся,
начиная с Геродота и до поздней античности. Эти варвары прославились
благодаря своим моральным качествам и героизму, благородству и простоте
образа жизни. С другой стороны, особенно из-за смешения со скифами,
гето-даки изображались подлинными дикарями: бородатыми (hirsuti),
нестрижеными (intonsi), одетыми в шкуры (pelliti) и т. д.
Традиция героизма гето-даков - "самых отважных из фракийцев", по
определению Геродота, - просуществовала еще долго после исчезновения
дакийского государства. Овидий упоминал "диких гетов, не боявшихся власти
Рима", и называл их "подлинным воплощением Марса". Для Вергилия край гетов
был "воинственной страной Резуса"; Марс (Pater Gradivus) властвовал над их
просторами. Вначале II века новой эры Дион Кризостом еще повторял о гетах,
что они "самые воинственные из варваров". Лукиан утверждал, что всякий раз,
как он обращал свой взор на страну гетов, всегда заставал ее в войнах. В 5
веке Сидоний Аполлинарий утверждал, что геты (которых он называл
"фракийцами") были неуязвимы. Что же до Иордана, то он разработал целую
мифологию об исключительном героизме "своих предков": геты (готы) победили
греков в Троянской войне, а затем расправились с Киром и Дарием; так что
700-тыс. армия Ксеркса не осмеливалась нападать на них. Исидор Севильский (7
в.), который также идентифицировал гетов с готами, писал в "Historia
Gothorum", что даже Рим, победитель всех народов, "страдал от ярма неволи,
навязанного ими".
Разумеется, после того, как гетов идентифицировали с амазонками, то их
ассимилировали и с гигантами. Овидий сравнивает их с потомками гигантов
-лестригонами и циклопами. Со своей стороны, христианские писатели очень
быстро уподобили гето-даков Гогу и Магогу. Часть этой этнической мифологии
развилась в результате смешения гетов с готами. Юлиан Апостат, кажется, был
первым, кто употребил имя "геты" в качестве эквивалента "готов", но это
вовсе не означает, что он путал два народа, поскольку сообщал о победе гетов
над готами (впрочем, у него есть упоминание и о даках). В 4 веке Пруденций
усвоил этот эквивалент, который стал очень популярен, несмотря на то, что
этническая специфика гетов не была позабыта. Однако начиная с Клавдиона
(начало 5 века) утвердилась традиция называть готов getae. Его современник,
Оросий, писал: "те, кто сегодня готы, во время оно было гетами". Клавдий
Рутилий
Намациан, Проспер Аквитанский и многие другие писатели приняли эту
контаминацию. Кассиодор (487-583), главный источник Иордана, лишь продолжил
уже утвердившуюся традицию. В свою очередь, Иордан использовал имя getae,
когда говорил о древней истории, и, за редкими исключениями, применял имя
gothi, сообщая о более новых событиях.
Героический портрет готов, в изображении Иордана и Исидора, который
позднее, в Средние Века, возродился в романах о Теодорике, сосуще
|
|