|
из Намазга, идентичен колосу, изображённому на животе трипольской Макоши.
Рис. 6.5.3.3.1.3.6. Макоши из Намазга-Тепе (Туркмения). Слева вверху – Макошь
из слоя 2-й половины 5-го – начала 4-го тыс. до н. э. [35]. В центре – Макошь
времени Намазга V с изображением Дерева жизни на животе [35, Бронзовый век].
Справа – статуэтка богини-матери (Туркмения) [35, ст. Туркмения]. Слева внизу –
Макошь из Триполья с таким же изображением Дерева жизни на животе. Цветом дан
славянский свастический символ «Дерево жизни».
Отметим, что наивысший расцвет культуры Намазга-Тепе пришёлся на конец 3-го –
начало 2-го тыс. до н.э. – как раз того времени, когда сюда добрались
славянские переселенцы из районов Триполья [1472]. Поэтому статуэтки
богини-матери Макоши трипольцев и туркмен времени 3 – 2 тыс. до н.э. так схожи.
В середине и 2-й половине 2-го тыс. до н.э. наблюдается упадок культуры,
который учёные связывают с перемещениями племён [1831]. Что подтверждается и
данными языков [1704]: через Парфию, Бактрию, Согд славяне европеоиды (туркмены
– европеоиды с незначительной монголоидной примесью [35]) пришли в Иран и
принесли авестийский язык [35].
«По предположению многих советских, польских, чехословацких археологов, древние
славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племён шнуровой керамики
культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н.э. из Северного
Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе» [35,
ст. Славяне].
На основе которой в 15 – 12 вв. до н.э. предки славян создали комаровскую
культуру, существовавшую в Прикарпатье, Западной Подолии, на Волыни, в Среднем
Побужье, частично на правобережье Среднего Приднепровья, в Западном Прикарпатье
– до 8-начала 7 вв. до н.э. [1824].
С 13-го в. до н.э. на основе шнуровой керамики культуры образовалась лужицкая
культура, распространённая на обширной территории от побережья Балтийского моря
до Дуная и Словацких гор и от реки Шпре до Волыни [116]. В изображениях
предметов лужицкой культуры мы находим символ, идентичный двойной спирали,
выгравированной точками на амулете из зуба мамонта со стоянки Сунгирь (ок. 27
тыс. до н.э.).
Рис. 6.5.3.3.1.3.7. Сосуды с четырьмя грудями и спиральные символы в славянских
культурах. Слева верху – лужицкая культура. Справа вверху (цв.) – фатьяновская
культура. Слева внизу – тшинецкая культура. Справа внизу – трипольская культура.
Скульптурное изображение – девочка с поселения Сунгирь (30 тыс. лет),
использующая заколку, аналогичную лужицкой и тшинецкой культурам.
Очевидна полная тождественность этого символа аналогичным символам трипольских,
лужицких и др. славян. В лужицкой и трипольской культурах находим и сосуды с
грудями рожениц. И лужицкие заколки идентичны заколам со стоянки Сунгирь. Этот
же символ находим в фатьяновской культуре 2-го тыс. до н.э., распространённой в
Ярославской области.
Интересен погребальный обряд, который предусматривал захоронения в ямах со
скоплениями угля и иногда охры. Что также аналогично захоронениям в Сунгири.
Фатьяновская культура, по мнению большинства учёных, принадлежит к общности
культур шнуровой керамики и боевых топоров и распространяется на территории,
занятой волосовскими племенами – конца 3-го – 1-й половины 2-го тыс. до н.э.,
распространённой в бассейне реки Ока, ниже города Рязань и в низовьях реки
Клязьма [1826]. Костяные и каменные статуэтки волосовской культуры имеют
сходные черты со статуэтками Макоши.
Рис. 6.5.3.3.1.3.8. Волосовская культура. Предметы: костяные и каменные фигурки,
изображения утки. Человек волосовской культуры (реконструкция М.М. Герасимова)
[35].
Волосовская культура принадлежит к кругу ямочно-гребенчатой керамики культуры
(конец 4 – середина 2-го тыс. до н.э.), распространённой в лесной полосе
Восточной Европы из Волго-Окского междуречья на север до Финляндии и Белого
моря, на юг – до рек Воронеж и Дон.
Весьма показательны находки статуэток Макоши из Караново (Южная Болгария) и
Трои.
Рис. 6.5.3.3.1.3.9. В левой половине таблицы – предметы из Караново и
родственных памятников Нижнего Подунавья, в правой – их аналоги из Трои и
других памятников Эгейского мира (Крит, Киклады, Эллада). Нижний «этаж» –
соответствует периоду Караново I – II, второй – Караново III, третий – Караново
V, четвертый – Караново VI [1836]. Увеличено представлены фигурки Макошей.
Нижний слой Караново датирован 6 – 5 тыс. до н.э. и содержит керамику с белой
росписью по красному фону, а также остатки больших прямоугольных жилищ с печами
(культура Караново I). Третий слой оставлен культурой Веселиново середины 5-го
тыс. до н.э.) и характеризуется чёрной и серой лощёной керамикой и сосудами на
4 ножках. Пятый слой оставлен культурой Марица начала 4-го тыс. до н.э. и имеет
серую керамику с углублённым орнаментом, заполненным белой пастой. Шестой слой
принадлежит к болгарскому варианту культуры Гумельница середины 4-го тыс. до н.
э. и представлен домами с печами, запасами зерна и керамикой, украшенной
графитной росписью. Седьмой слой относится к 3-ему тыс. до н.э. и содержит дома
с апсидами, чёрную и коричневую керамику со шнуровым орнаментом [1837].
Среди находок слоёв Караново III (сер. 5-го тыс. до н.э.) и Караново VI (сер.
4-го тыс. до н.э.), как и в Трое, мы отмечаем присутствие женских статуэток,
полностью идентичных палеолитическим фигурками Макоши, найденным на Русской
|
|