Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: А.А. Тюняев :: А.А. Тюняев - История возникновения мировой цивилизации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
аналогичный символ «Дерево жизни». Справа вверху на фото дан образец «Дерева 
жизни» с участком Макоши из Бешеново, идентифицируемым как Дерево жизни. А 
также представлена эмблема Сбербанка России, являющаяся стилизованным 
изображением Дерева жизни (без центрального ствола).
На реке Сейм располагается палеолитическая Авдеевская стоянка (21 – 20 тыс. до 
н.э.). Фигурки Макоши вырезаны из кости и, как правило, сделаны по единому 
художественному канону – обнаженная женщина со слегка склоненной к груди 
головой, непропорционально тонкими, сложенными на животе руками и слегка 
согнутыми ногами, с гладкими, без проработки, лицами.
Однако, в 1977 г. учёные нашли в Авдеево статуэтку, имевшую лицо (см. рис. 6.5.
3.3.1.2.3., фигура справа [1813]). Древний мастер тщательно вырезал у фигурки 
глаза, щеки, нос, уши, прическу – спереди небольшая челка, уши открыты, а 
волосы забраны назад и опущены на шею. Изображённая женщина имеет явно 
европеоидные черты и достаточно юный возраст.
По мнению ученых, Макоши пользовались «особым вниманием обитателей стоянок 
каменного века и, вероятно, использовались во время проведения религиозных 
церемоний» [1813]. По всем особенностям культуры Авдеевская стоянка очень 
близка к Костёнкам I (верхний слой) [1812, 1829, 1830].
* * *
Начиная с 6 – 5 тыс. до н.э., мы можем проследить распространение культа Макоши,
 рассеивающего вслед за передвижением славянских переселенцев.
В трипольское время (6 – 4 тыс. до н.э., между Восточным Прикарпатьем и Средним 
Поднепровьем, а также на территории Румынии) славянское религиозное искусство 
приобрело более отчётливые формы, совмещённые со славянским религиозным 
свастическим символизмом. Мы видим и «ёлочный» орнамент, и лист с прожилками, 
символизирующий Дерево жизни, и расположенный на животе фигурки символ 
«засеянное поле», означающие беременность, зарождение новой жизни.

Рис. 6.5.3.3.1.3.3. Трипольские Макоши с изображениями свастических символов 
Дерево жизни и Засеянное поле.
На груди одной из трипольских Макошей имеется змея, пояснения которой находим у 
Б.А. Рыбакова: 
«Земледельцы энеолита 4 – 3-го тысячелетий до н.э. (в их числе были и языковые 
предки славян) выработали свою систему представлений, которая во многом 
передалась будущим поколениям. Земля, вспаханная и засеянная, уподоблялась 
женщине (или деве), «понёсшей во чреве своем». Дождь олицетворялся грудью 
женщины или ужом, выползающим во время дождя» [1472].
На месте Авдеевской палеолитической стоянки существовала тшинецкая культура, 
распространённая от реки Варта на западе до реки Сейм (Семь [47]), левый приток 
Десны, на востоке [1825].

Рис. 6.5.3.3.1.3.4. Предметы тшинецкой культуры.
На предметах славянской тшинецкой культуры мы обнаруживаем все признаки 
устоявшегося культа Макоши: сосуды с четырьмя грудями, сам символ «Новая жизнь» 
и свернувшегося двойной спиралью «Ужа». А также находим этому подтверждение у Б.
А. Рыбакова: 
«Наиболее частым оформлением двух рожениц в энеолитическом искусстве 
Центральной и Восточной Европы является изображение четырёх женских грудей, 
неразрывно связанных с символикой питающей влаги, т.е. опять-таки с дождем. Эта 
символика доживает в орнаментике посуды до середины бронзового века, встречаясь 
у праславян (тшинецкая культура 15 – 12 вв. до н.э.)» [1472].
Ёлочный славянский орнамент распространился в другие местах расселения 
протославян [1472]. В частности, до кавказоидно-греческого вторжения он 
присутствует на женских статуэтках из Анатолии (3 тыс. до н.э.), и точно такие 
же культовые предметы обнаружены и на территории микенской Греции, на Крите. 
Прослеживается идентичность орнамента анатолийской Макоши и Макоши из сербского 
села Бешеново.

Рис. 6.5.3.3.1.3.5. Макоши из Анатолии (цветом). 3 тыс. до н.э. Глина. 
Чёрно-белые – Макоши из Триполья, Бешеново, браслет из Костёнок. Во врезке – 
даны славянские свастические символы – «опознаватели» – Макоши.
Интересно в данном контексте рассмотреть происхождение названия «Анатолия». В 
тур. Anadolu, где ana- по-азербайджански – мать. А –dolu означает славянскую 
богиню Долю, спутницу и благое проявление Макоши (см. п. 5.3.3.1.1. гл. VI) и 
является корнем слова идол. То есть мы получаем: Анатолия – Мать Богиня – Мать 
Макошь. Анатолия географически срединная часть Турции, выступающая в море на 
юге мысом Анамур и горами Тавра, на севере – Западно-понтийскими горами. Что 
при соответствующем воображении позволяет соотнести эту местность с пышными 
формами беременной женщины, а в соответствии с существовавшей в то время 
традицией производить гидронимы и топонимы от имён славянских богов топоним, 
произведённый от богини Матери счастливой судьбы Доли, выглядит вполне уместным 
и естественным.
Расселяясь в восточном направлении, славянские племена отмечали местные 
варианты культур общеславянским культом Макоши.
В культуре Намазга-Тепе 2-й половины 5-го – начала 4-го тыс. до н.э., 
расположенной на территории Туркмении [35], найдены фигурки женщин, аналогичные 
славянским палеолитическим изображением Макоши. Причём у статуэтки времени 
Намазга V отчетливо виден на животе колос, очевидно, символизирующий 
плодородие-беременность, и две косы, спускающиеся от головы на шею и грудь. 
Напомним, косы – часть символизма Макоши. Колос, изображённый на животе фигурки 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-