|
материальные атрибуты церемонии (предметы, здания и др.); содержание культа –
характер культового действия, его «прикладное значение» (культ плодородия,
военный культ, промысловый культ и др.; субъект культа – индивид или
религиозная группа (община). Р. Маретт рассматривал К. как важнейший элемент
религии, придающий ей отличительные черты, постулирующий специфику религии как
отдельной формы общественного сознания [1820].
С.А. Токарев в статье «Культ» [35], производя слово «культ» от латинского
cultus – почитание, поклонение, выводит cultus от colo – возделываю, почитаю. А
сам культ трактует как «исторически сложившийся тип религиозных отношений.
Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды,
молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища
и пр.)». Естественно, в виду их общего происхождения из русского языка, в
языках европейских мы находим в отношении термина «культ» редкостное единодушие
словотворения – англ. cult, немец. Kult, франц. culte, итал. culto, исп. culto
и т.д.
С итальянского (латинский из русского) colo переводится как – решето, сито.
Которые являются реперами символизма славянской Макоши (подробнее см. п. 5.2.4.
гл. VI).
С русского слово «культ» буквально переводится: «К» – Макошь – «судьба», «Л» –
Лада – «ливень, поток», «Т» – Троян – «теять, творить» – получаем: культ =
Макошь, изливающая творение [22].
Эта расшифровка прекрасно подтверждается археологическими данными, поскольку
первым религиозно-магическим изображением являются скульптуры славянской Макоши
(неправильно названные палеолитическими «Венерами»), идущие к нам из 50 –
40-тысячелетней исторической глубины. Протославянской глубины, археологически
привязанной к территории исторической и современной Руси.
Добавим также, буква «К» является личной монограммой славянской богини Макоши –
матери Коша (судьбы, жребия) (см. п. 3.6.1. гл. VI). Более того, исторически
Макошь является зачинательницей и установительницей религиозного воззрения.
Поэтому назвать искусство, выращенное из культа Макоши, скульптурой является
абсолютно правильным исторически.
Таким образом, приходим к заключению, что термин «скульптура» буквально
обозначает «культ, сопутствующий Макоши», «культ, установленный Макошью».
5.3.3.1. Скульптурные изображения женщин – славянских прародительниц рода русов
Кроме пещерной живописи и рисунка, памятниками палеолитического искусства
являются различные виды скульптуры, которые в относительном обилии дошли до нас.
Основным видом являются «палеолитические Венеры – женские статуэтки из камня,
кости и обожженной глины» [39], а также из смеси костной золы с глиной [1731].
Применение и цель создания этих женских статуэток стали понятны учёным ещё в
середине 20-го века. Например, М.П. Найман чётко обозначил религиозное их
назначение – «непосредственно связано с магическими верованиями». Более того,
он указал на славянскую принадлежность этих «магических верований» –
«скульптурные изображения женщин – прародительниц рода» [35, ст. Скульптура]. С
ним солидарен П.И. Борисковский, утверждающий, что «палеолитическое искусство
связано с женскими культами эпохи материнского рода, с охотничьей магией и
тотемизмом» [35, ст. Каменный век], и А.Б. Зубов, считающий, что скульптурные
изображения женщин являются проявлением религиозного культа [1818]. Безусловный
авторитет в этой области, археолог академик Б.А. Рыбаков, отмеченный именно за
изучение славянства Государственной премией СССР (Россия), также солидарен с
мнением коллег: «Образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею
плодовитости (палеолитические «Венеры»)» [1472]. И именно в силу такого
единства мнений, например, Брянский краеведческий музей на своём официальном
сайте называет женские фигурки – «скульптуры богини-матери».
При таком, весьма чётко обозначенном и сплочённом единстве учёных в трактовке
образа, запечатлённого в женских статуэтках, нам остаётся только добавить, что
с его развитием «у земледельческих племен Великая Мать мыслилась, с одной
стороны, космогонически как Прародительница Мира, мать богов и всего сущего, а
с другой – как Мать-Земля, Мать-сыра-земля и в силу этого – покровительница
урожая. На русской почве это выразилось в образе богини Макоши – единственного
женского божества, включенного Владимиром в свой дохристианский пантеон» [1472,
Заключение] (про славянскую богиню Макошь см. п. 3.6. и её символизм см. 5.2.5.
2.4. гл. VI).
В подтверждение авторитетных мнений приведём археологические доказательства.
Рельефное изображение женщины, поименованное П.И. Борисковским как «рельефы на
камне – женщина с рогом» [35, Каменный век], является прекрасным
палеолитическим изображением славянской богини Макоши, найденным в пещере
Лоссель, во Франции. Мы видим аналогичный «рог изобилия (в античном искусстве
обычно наполненный плодами) в руке Макоши на Збручском идоле» [1472], а также в
руке другого скульптурного изображения женщины (Малые гирлы).
Рис. 6.5.3.3.1.1. Макоши с рогом.
1 – Рельеф на камне «женщина с рогом». Лоссель. Франция. Высота 43 см [35, ст.
Каменный век].
2 – «скифское» изваяние. 7 – 3 вв. до н.э.
3 – Макошь. Одна грань Сбручского идола.
Положительный результат нашего сравнения говорит о том, что культ Макоши возник
40 – 30 тысяч лет назад (что подтверждают многие, см. выше) и прошёл сквозь
тысячелетия, дойдя не только до пантеона Владимира, но и до наших дней. Славян,
до сих пор почитающих Макошь, чрезвычайно много. Более того, Макошь, видимо,
единственный религиозный персонаж, относительно которого практически нет
|
|