Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: А.А. Тюняев :: А.А. Тюняев - История возникновения мировой цивилизации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
 наоборот, выстриженный затылок «избранных мира сего» символизировал раба. Мода 
на такую стрижку, распространившаяся среди пуритан, подразумевала якобы, что 
все мы рабы Божьи. Выстрижение волос происходит и во время крещения – человек 
переводится в уровень раба. Посвящение в монашеский сан именуется пострижением. 
При посвящении в духовный сан у католиков выстригается тонзура. В Древнем 
Египте волосы, зачесанные на правую сторону, носили только дети. Распущенные 
волосы одновременно символизировали девственность. На Руси одна коса 
символизировала девичество, две – замужество.
Пряжа – мифопоэтический символ долгой жизни, прядения – ткачества. Образ пряжи, 
пряденой нити, вытягивания её и сучения, тесно связан и неотделим с темой сырья 
– животного (шерсть, руно, волос) и растительного (лён, конопля, хлопок и т.п.),
 а также с ткачеством как дальнейшей обработкой пряжи. Пряжа, делаемая из 
животного материала, приводит нас к понятиям руна, волоса, а также змей.
Например, мы это видим в заговоре от змей: «у чистом поли на синим мори стоиць 
дуб широколист, под тым дубом вовцы [овцы] стары, пераяры, черная вовна [волна, 
то есть шерсть]. На той вовне ляжиць змея змеиная» [1715, стр. 108]. Здесь мы 
видим связь с мотивом змея под мировым деревом (в заговорах мотивы шерсти и 
змеи иногда объединяются в имени змеи – Шкуропея). Один из хеттских ритуалов 
фигурируют змея и шерсть (ulana, того же корня, что и русск. волна, «шерсть»), 
а также упоминается и веретено (ulali) и действие прядения – наматывания 
(ulalia-).
В Египте, в Фивах на празднике Амона ежегодно приносили в жертву барана, 
снимали с него шкуру и надевали на статую бога. Аналогично явление Зевса 
Гераклу в одежде из бараньего руна. В цикле мифов об аргонавтах руно было 
повешено на дерево в священной роще и охранялось драконом.
Семантика золотого руна перекликается с символическими значениями золотых волос 
– например, Настасья – золотая коса в русской сказке.
Одним из наиболее частых воплощений пряжи в мифологии выступает образ нити или 
верви (верёвки, ужищи). В метафорическом понимании вервь/нить соотносится с 
жизнью, которая развивается подобно прядению нити. Прядётся не только нить, 
вервь и жизнь, но также составляется человеческий коллектив, община, в которой 
всё спрядено одной нитью. Русская вервь как обозначение верёвки, то есть 
чего-то спряденного и ссученного, и общины реализует именно этот образ (ср. 
англ. rape как название некоторых территориально-административных единиц при 
горе, «верёвка»). Вместе с тем пряжа, нить, вервь (участок земли, отмеренный 
верёвкой, древняя общинная организация на Руси) является и мерой длины.
В хронологическом плане пряжа/верёвка обозначает переплетение поколений. 
Например, слова того же корня, что и русское «вервь», сербохорватское «врвник», 
«родственник» или хеттское «aralan-», «семья», «потомство»; лувийское 
«warwala/i-», «семя», «зародыш», «потомство».
В этом контексте объясняются такие символические значения пряжи-нити, как жизнь,
 пуповина, преемственность, очерёдность, ряд, а также судьба. Отсюда роль нити, 
верёвки как образа связи неба с землёй и реже земли с нижним миром. Образ нити 
или верви-спасительницы, с помощью которой удаётся куда-то спуститься, 
подняться или просто спастись, постоянно фигурирует в мифах и в фольклорных 
текстах.
Прядёт пряжу женский персонаж, «продолжающий» древнерусскую Мокошь.
Но и распространённый образ божественной девы-пряхи, практически неотличимый от 
девы-ткачихи, даёт нам представление о сочетании двух действий (прядение, 
тканье) и двух результатов (пряжа, ткань). Например, в мифе Арахна, 
превращённая Афиной в паука, прядёт нить (пряжу) и создаёт ткань (паутину).

Рис. 6.5.2.4.4.1. Арахна – лидийская девушка, дочь Идмона, состязавшаяся с 
Афиной в искусстве ткать и за это превращенная богиней в паука.

Рис. 6.5.2.4.4.2. Арахна, превращающаяся в паука. Автор - Matt Mahurin.
Оба процесса – прядение и ткачество – совершает так называемый космический ткач,
 который в ряде космологических традиций не только создаёт космическую ткань 
(вещество), но и прядёт космическую нить, пряжу, составляющую самое ткань.
Образ небесной пряжи-облака и космической пряжи встречается также и в 
философской традиции. Так, у Платона («Государство», с. 616 и след.) 
космическое устройство объясняется как результат действия веретена, приводимого 
в движение Ананке (греч. ??????, необходимость – по древнегреческому 
мировоззрению, непреодолимая сила, тяготеющая, как и славянская Макошь, не 
только над людьми, но и над богами).
5.2.4.13. Макошь = Водолей
Египтяне, научившиеся астрологическому мастерству, якобы, у халдеев (армян) (10 
– 7 вв. до н.э.), утверждаются современной исторической наукой в качестве 
МАСТЕРОВ её использования. Подробнее обо всех нюансах «египетского мастерства» 
в астрологии см. п. 5.1.2.3. гл. VI, а здесь мы рассмотрим лишь связи 
славянской богини Макоши с астрологическим знаком Водолея.
5.2.4.13.1. Как Водолей получил своё имя
Водолей – знак Зодиака, календарный период которого продолжается с 21 января по 
19 февраля. Графически изображается в виде водоноса или изогнутых линий. 
Последний вариант знака возник, как утверждается, в Египте, обозначая, якобы, 
потоки воды Нила. Но одновременно существует и друга интерпретация – две змеи 
мудрости, символизирующие, якобы, интуитивное и рациональное познание.
Название созвездию дал проживавший во 2-м в. н.э. в Египте эллинский математик 
Птолемей. Его работы долгое время считались настолько священными, практически 
не изменялись и не уточнялись на протяжении 1400 лет, а в политической и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-