|
На рисунке видны особенности устроения кургана – ров (во)круг кург(ана),
круговая городьба/плетень, четыре моста – символа четырёх сторон и обелиск
(о-Велес(к)) либо костер в центре кургана.
Датировки курганов нам показывают следующее. Древнейшие курганы появились в
позднем неолите и энеолите (4 – 3-е тыс. до н.э.) в каспийско-черноморских
степях. Сорок четыре кургана 3 – 1 тыс. до н.э. близ с. Артёмовка Харьковской
области. В той же области найдены поселения 5 – 4 тыс. до н.э., близ с. Кицевка.
Девять курганов 3 – 1 тыс. до н.э. близ с. Мартовое. Восемнадцать курганов
3-го тыс. до н.э. близ с. Новый Бурлук. Семь курганов 3-го тыс. до н.э. близ с.
Первомайское. Майкопский курган конца 3-го тыс. до н.э. расположен на
территории города Майкоп и имеет высоту 11 метров. В Черниговской области
курган 2-го тыс. до н.э. В Добринском районе Липецкой области найден курган
конца 4-го – начала 3-го тыс. до н.э.
По мере расселения на Восток курганы распространились и среди носителей
андроновской культуры (Синташта, Аркаим) южного Зауралья, западной Сибири,
Казахстана (2 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. до н.э.). Иногда курганы устраивали
с каменными оградками [1725].
Плотность находок курганов, сосредоточенная именно около даты 4 – 3 тыс. до н.э.
, говорит о начале пика культа строительства такого усыпального комплекса.
В других культурах, унаследовавших с 3 – 2-го тыс. до н.э. славянский культ,
роль погребальных курганов исполняли ступы – на санскрите (1 в. до н.э.)
«макушка, куча камней, земляной холм», в Индии первоначально могилы знаменитых
лиц – сооружение на могиле царя или вождя [47, ст. Ступа]. В буддийской
архитектуре ступа – культовое каменное или облицованное камнем мемориальное
сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего пространства. Наиболее
ранняя ступа Санчи 3 – 2 вв. до н.э. Очевидно запаздывание культуры
строительства усыпальных ступ минимум на 3 тысячи лет.
Рис. 6.5.2.4.3.2. Ступа № 1 в Санчи [35].
Ступа-курган символически воплощает структуру Вселенной. Верхушку ступы-кургана
венчает хранилище реликвий – Священная гора, центр Вселенной. Ступа-курган
возводилась на круглой или квадратной основе, под открытым небом, также как и
курган с четырьмя воротами, так называемыми «торанами», означающими выходы во
Вселенную. Напомним, раскрытое нами ранее (см. п. 5.2.2.2. гл. VI) понятие о
четырехчастной структуре мира славяне культивировали к 7 – 5 тыс. до н.э.
Очевидно, оно к 4-му тыс. до н.э. обрело уже вполне чёткие ритуальные каноны
при строительстве русских славянских курганов.
Между тем, название «ступа» характерно только для Индии и Непала. В Шри-Ланке
применяется название «дагоба», в Бирме – «зеди» и «пато». В Таиланде – «чеди» и
«пранн», в Лаосе – «тхат», в Монголии – «субурган», в Китае и Вьетнаме – «бао
та», пагода и т.д. [35, С.С. Ожегов, ст. Ступа].
В русском языке ступать, ступить куда, ступывать, шагать, ходить, идти [40, ст.
Ступа], очевидно, указывает на то, что погребённый в ступе ступает на долгий
путь в вечность. Наш посыл подтверждают и то, что на священном языке буддистов
– пали – ступа называется thupa. Очевидно, это переиначенное русское слово
«купа» – груда, куча, ворох, кипа [40]. Ступа имеет купол – свод, имеющий также
круглую форму.
Очевидно также, что строительство ступ – это не есть индусский или буддистский
ритуал захоронения, поскольку замечено, что представители этих религий не
проявляют должного рвения в поддержании этого ритуала. Так,
«когда Индию посетил китайский путешественник Хуэн Цзанг (в 7 в.), он видел в
ней множество дагобов и ступ, от которых теперь остались только развалины. Уже
в его время многие из этих святынь начинали приходить в упадок. Что
свидетельствует об общем упадке индуизма и о заимствованном характере культа
строительства ступ» [47].
Заимствовать строительство курганов-ступ индуизм мог только у славян, пришедших
в Индию с завоевания в 3 – 2 тыс. до н.э., принесших в Индию двухтысячелетний
культ строительства курганов-ступ и образовавших индийские высшие касты.
Взглянув на фото монгольского субургана (суб + (к)урган = «почти как курган»),
мы можем убедиться о соотношении его символизма с символикой Макоши.
Рис. 6.5.2.4.3.3. Субурган в монастыре Гандан (Улан-Батор) [35].
При виде сверху восемь периферийных малых башен совместно с девятой центральной
представляют узлы пересекающихся линий – перекрёстки и дают нам
четырёхклеточный квадрат – символ Макоши.
5.2.4.4. Символ «Макошь»: нити, волокна, волосы
Славянская богиня Макошь плетёт нить судьбы. «Нить – символ человеческой жизни»
[1544].
Зарубежные источники, концентрирующие обычно своё внимание на исследовании
региональных по отношению к Руси источниках, мировоззрении, религии, в первую
очередь, заостряют наше внимание на связи символа «нить» с образами античной
мифологии – три мойры; латинских парок – духов, определявших участь человека.
Эти персонажи обычно представлялись прядущими нить жизни и отмеряющими
назначенную её длину. У Клото в руках веретено или прялка, Лахесис держит
катушку, а Антропос готова перерезать нить своими ножницами. Нить имеет также
путеводный символ: как спасительный дар Ариадны, ее держит в руках Тесей,
входящий в лабиринт к Минотавру [994].
В славянской мифологии волосы – символ мистической силы. В волосах заключалась
сверхъестественная сила. У многих народов неостригаемые волосы – символ власти
и благородного происхождения. Не случайно короли «варваров» не стригли волос. И,
|
|