Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: А.А. Тюняев :: А.А. Тюняев - История возникновения мировой цивилизации
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
Ориентируясь на подобный подход, мы можем произвести 
«при помощи этнографических загадок (взятых из большого числа им подобных) три 
хронологических зондажа в археологическую глубину тысячелетий. Объекты должны 
быть выбраны из области изображений, так или иначе связанных с ритуальной 
стороной народного быта. Первым примером для нас послужит один устойчивый 
элемент узора свадебного наряда невесты; вторым – один из загадочных сюжетов на 
пасхальных яйцах-писанках; третьим примером будет широчайшим образом 
распространенный ромбический узор на полотенцах, являющихся, как известно, 
предметом ритуальным» [1472].
Для начала знак «Засеянное поле» мы идентифицируем в русской вышивке – 
«на свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на 
девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный 
узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре 
маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов 
обязательно изображается небольшая точка. Обычно эта композиция не заслоняется 
другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в 
один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, 
состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, 
благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора – 
фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками» [1472].
Б.А. Рыбаков назвал эту композицию ромбо-точечной, мы же в контексте нашего 
исследования будем именовать её «Засеянным полем», что, по нашему мнению, ближе 
к истинному её названию и точнее отражает функциональность, ритуальность и 
магичественность этого знака.
5.2.2.1. «Засеянное поле» – символ плодородия
Связь «Засеянного поля» 
«со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет нас 
обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан 
магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что 
идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как 
будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной 
и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.).
 Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, 
колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только 
внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление 
слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, 
рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. 
Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием 
«роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности» [1472].

Рис. Трипольские статуэтки со знаками Засеянного Поля [1472]
«Мы знаем, как тесно магия плодородия полей переплетена с магией человеческого 
плодородия» [1638, стр. 28, 29, 31, рис. 7 и 8, 13]. Поэтому как иллюстрацию 
плодовитости живого существа, например, в античное время знак «Засеянное поле» 
мы встречаем, например, и на греческих сосудах разных эпох. Ромбы с точками 
изображаются около половых органов львов, жеребцов и фантастических крылатых 
зверей. Иногда ромбо-точечная композиция превращается в своеобразную свастику с 
меандровыми завитками; такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на 
делосской вазе 7 века [1632, p. 194; 1633, стр. 64, 86, 97].
Возможно, весомую часть оснований в формировании графического исполнения 
символа «Засеянное поле» дал сам человек – у человека анатомическая область, 
расположенная между верхушкой копчика сзади, вершиной подлобкового угла, или 
дуги, спереди и седалищными буграми снаружи, называемая промежность, имеет 
форму ромба; линией, соединяющей седалищные бугры, делится на 2 треугольника: 
передний – мочеполовой, через который проходят мочеиспускательный канал и 
влагалище у женщин и мочеиспускательный канал у мужчин, и задний (анальный), 
через который проходит прямая кишка (прототип Ханаана – Кан-Кун + Ан-Анус, см. 
п. 2.1. гл. XI). Что также однозначно говорит и о половой, и о родовой 
продуктивности.
Трипольские находки женских фигурок изображают 
«стройных дев с едва обозначенной грудью, но нередко с признаками начинающейся 
беременности. Это – та же идея семени, новой зарождающейся жизни, но выраженная 
в иной форме. На животах некоторых фигурок мы видим то оттиск зерна, то 
небольшой бугорок, обозначающий беременность, то изображение растения (колоса?).
 Иногда живот женщины прикрыт магическим рисунком из четырех квадратов, с 
точками в каждом из них (символ поля с семенами?)» [1472].
Как иллюстрацию плодородия в свадебном обряде по материалам Брянской области 
(села Вщиж, Токареве. Дядьковичи, Спинка, Овстуг и др.) Б.А. Рыбаков проследил 
закономерность вышивания знаков «Засеянное поле» только на свадебной паневе, 
которую невеста готовила себе к венцу и носила ее в первый год замужества. При 
этом на детских или «старушецких» паневах, которые отличались бедностью 
орнаментации, этот знак никогда не вышивали.
В вышивке, используемой на женских рубахах установлено точно такое же 
возрастное разграничение: крупные узоры, выполненные из знака «Засеянное поле», 
украшают предплечья только на рубахах молодых женщин и не встречаются ни на 
детских, ни на старушечьих [1472].
Знак «Засеянное поле» в этнографическом материале встречается также на прялках, 
которые, как известно, часто являлись свадебным подарком жениха невесте. И 
здесь ромбо-точечный знак символизирует землю, пашню, расположенную между 
полдневным и «ночным», подземным солнцем [1629, табл. 51; 1630].
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-