|
менитой «Повести временных
лет».
Миллер Герард Фридрих (1705—1783) — немецкий историк. В России
— с 1725 года. «Собрал коллекцию копий (а куда исчезли оригиналы?
— Авт.) документов по русской истории (так называемые портфели
Миллера)».
Байер Готлиб Зигфрид (1694—1738) — немецкий историк, филолог,
член Петербургской академии наук с 1725 года. Основоположник норманнской
теории.
Таким образом, привычная нам сегодня концепция русской истории
— очень позднего происхождения. А кроме того, оказывается, что
эта версия русской истории была выдвинута исключительно иностранцами.
Возникает закономерный вопрос: а где же были русские историки?
Почему русская история была написана иностранцами? В каких еще европейских
странах отечественная история была написана исключительно иностранцами?
Обычно предлагается такой ответ. Мол, русская наука была в то
время в зачаточном состоянии и потому пришлось пригласить немцев.
С некоторым успехом историки «загораживаются» Татищевым — первым
русским историком. Мол, первым был все+таки русский. А о том,
что труд Татищева был на самом деле утрачен и затем неизвестно по
каким рукописям издан Миллером, обычно не говорят (хотя специалисты
об этом знают). Миллер издал утраченный труд Татищева якобы по его
черновикам.
«Миллер пишет о бывшем в его распоряжении «худом» списке, — свидетельствует
современный комментатор. — Миллер признавался в том,
что не смог исправить «всех описок» рукописи... Миллер в «предуведомлении
» к первому тому указал и на свою правку татищевского текста... Все
последующие упреки Миллеру повторяли, по существу, только то, что
РУСЬ И РИМ. Книга II
он сказал в этих предуведомлениях, так как ни тех рукописей (Татищева.
— Авт.), которыми пользовался Миллер, ни других какихлибо рукописей
«Истории» Татищева никто из критиков его издания в руках не держал, да
первые (то есть рукописи Татищева. — Авт.) исчезли и не обнаружены до сих
пор...»
Далее в комментариях к сочинениям Татищева (издание 1994 года)
приводится суждение академика П. Г. Буткова (XIX век). Он писал, что
«История» Татищева «издана не с подлинника, который потерян, а с весьма
неисправного, худого списка... При печатании сего списка исключены
в нем суждения автора, признанные (Миллером. — Авт.) вольными, и
сделаны многие выпуски». Бутков делал из этого заключение, что теперь
«нельзя знать, на котором времени Татищев остановился, что точно принадлежит
его перу и по чьей вине в его «Истории» между текстом и
примечаниями нередко попадаются «несообразности и противоречия».
Более того, миллеровское издание «Татищева» почему+то не содержит
первой части его труда, описывающей историю Руси до Рюрика. «Написанный
Татищевым текст первой части «Истории Российской» оказался не
включенным в рукопись 1746 года, где он был заменен... лишь кратким
изложением содержания этой части».
Нельзя не отметить, что «Татищев» совершенно не доверял «Повести
временных лет», по крайней мере в ее первой части. В «татищевских»
рукописях, найденных уже в нашем веке (в частных архивах), прямо
написано: «О князех руских старобытных Нестор монах не добре сведом
бе». А верил Татищев, оказывается, «баснословным» (по мнению современных
историков) летописям и сказаниям.
Пытаясь «оправдать» Татищева, современный комментатор пишет:
«Можно ли обвинять историка первой половины XVIII века в том, что он
поверил Иоакимовской летописи, когда даже в наши дни находятся авторы,
которые ищут в баснословных сказаниях ростовского Артынова подлинное
отражение действительных событий чуть ли не Киевского времени».
И наконец, яркий штрих, показывающий, как быстро менялась обстановка
вокруг русских исторических источников в XVIII веке. Оказывается,
что «Татищев пользовался как раз теми материалами, которые не
сохранились до нашего времени». В этом отношении Татищев удивительным
образом отличается от Карамзина. Оказывается, «тр
|
|