|
дилось
развертывание хронологии древней истории: по мнению Дж. Ашера (Уссе:
рий, Ушер), мир был создан утром в воскресенье 23 октября 4004 года до
РУСЬ И РИМ. Книга I
Рис. 2. Титульный лист книги Д. Петавиуса «Rationarium Temporum», 1652 года
издания
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко
Рис. 3. Старинная картина художников Cesare Nebbia и Giovanni Guerra (якобы
1585—
1590). Посещение св. Иеронимом библиотеки Евсевия Памфила в Цезарее. Изображена
типично средневековая сцена эпохи Возрождения или более позднего времени. А
современная история уверяет, будто все это происходило примерно на тысячу лет
раньше— якобы в IVвеке н. э.
н. э. Более того, «светская хронология» была полностью основана на церковной
хронологии: «Христианские историки, — по Бикерману, — поставили
мирскую хронографию на службу священной истории... Компиляция
Иеронима явилась основой хронологических знаний на Западе». Хотя «И. Ска:
лигер, основоположник современной хронологии как науки, пытался восстановить
весь труд Евсевия, но, — отмечает тот же автор, — датировки Евсевия,
которые часто в рукописях передавались неверно, в настоящее время
мало нам полезны».
Ввиду существенной неоднозначности и сомнительности средневековых
вычислений «дата сотворения мира», например, варьируется в разных
документах в значительных временных пределах (укажем основные примеры;
датировка — в годах до н. э.):
5969 (антиохийская, Феофил);
5508 (византийская, так называемая константинопольская);
5493, а также 5472 или 5624 (александрийская, эра Анниана);
4004 (Ашер, еврейская);
5872 (так называемая датировка 70 толковников);
4700 (самарийская);
3761 (иудейская);
3491 (Иероним);
5199 (Евсевий Кесарийский);
5500 (Ипполит и Секст Юлий Африканский);
5515, а также 5507 (Феофил);
5551 (Августин) и т.д.
РУСЬ И РИМ. Книга I 13
Амплитуда колебаний этой фундаментальной (для древней хронологии)
точки отсчета дат составляет около 2100 лет. Мы привели здесь лишь
несколько наиболее известных примеров, однако следует знать, что существует
около 200 различных версий «дат сотворения мира».
Вопрос о «правильной дате основания мира» отнюдь не схоластичен,
как это может показаться, и ему недаром уделялось столь большое внимание.
Дело в том, что огромное множество документов ведут летосчисление
описываемых в них событий именно «от сотворения мира», и потому
тысячелетние расхождения в выборе указанной «даты» существенным образом
сказываются на датировке всех документов этого типа.
И. Скалигер впервые применил (вместе с Петавиусом) астрономический
метод для подтверждения (но отнюдь не для критической проверки)
позднесредневековой версии хронологии предыдущих веков. Тем самым
он будто бы превратил, как считают современные комментаторы, эту
хронологию в «научную». Однако, по сути дела, она с самого начала
была схематичной и остается такой до сих пор.
К XIX веку суммарный объем хронологического материала разросся
настолько, что вызвал априорное признание уже хотя бы самими своими
масштабами, и хронологи XIX века видели свою задачу только в уточнении
|
|