|
мская хронология (и
история) является «позвоночным столбом» общепринятой версии глобальной
хронологии и истории. Именно поэтому мы уделим римской истории особое
внимание.
СКАЛИГЕР, ПЕТАВИУС, ДРУГИЕ РАННИЕ ХРОНОЛОГИ.
СОЗДАНИЕ В XVI ВЕКЕ Н.Э. СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ
ХРОНОЛОГИИ ДРЕВНОСТИ
Хронология древней и средневековой истории в том виде, в каком мы
ее имеем сейчас, создана и в значительной мере завершена, как уже
говорилось, в серии фундаментальных трудов XVI—XVII веков, начинающейся
трудами Иосифа Скалигера (рис. 1), основоположника современной
науки хронологии, и Дионисия Петавиуса (Петавия).
Рис. 1. Хронолог Иосиф Скалигер.
Подпись: «Портрет Жозефа%Жюста
Скалигера (1540—1609), знаменитого
филолога и критика XVI — XVII вв.
Гравюра из книги Иоганна Мерсиуса
«Афина Батавия»
Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко
Значительный фактический материал,
хотя и устаревший, содержат
также труды по хронологии XVIII—
XIX веков. Однако серия этих трудов
не завершена, и, таким образом, как
отмечает известный хронолог Э. Би:
керман, «достаточно полного, отвечающего
современным требованиям исследования
по древней хронологии не
существует».
Поэтому принятую сегодня хронологию
древности и Средневековья правильнее
именовать «версией Скалиге:
ра — Петавиуса». Мы будем называть
ее иногда просто скалигеровской хронологией,
поскольку, как увидим далее,
эта версия была в то время отнюдь
не единственной и в ее справедливости
сомневались крупные ученые.
Отсутствие обобщающего исследования,
в котором была бы последовательно
научно изложена глобальная
хронология на основе современных дат
и методов, объясняется не только чрезвычайно
большим объемом материала,
нуждающегося в обработке и ревизии,
но и объективными трудностями, которые многократно отмечались учеными,
занимавшимися в разное время данной проблемой.
В фундаментальных трудах Скалигера и Петавиуса (рис. 2) хронология
древности приводится в виде таблиц дат без их обоснования.
Сегодня считается, что основы хронологии были заложены Евсевием
Памфилом и блаженным Иеронимом (IV век) (рис. 3). Труды Евсевия
«История времен от начала мира и до Никейского собора» (так называемая
«Хроника») и Иеронима обнаружены лишь в позднее Средневековье.
Более того, греческий подлинник Евсевия существует лишь в отрывках
и восполняется вольным латинским переводом Иеронима. Любопытно,
что Никифор Каллист в XIV веке предпринял попытку написать
новую историю первых трех веков, но ничего не мог сделать более, чем
повторить сказанное Евсевием. А поскольку труд Евсевия был опубликован
только в 1544 году, то есть позже труда Никифора, то уместен
вопрос: а не основана ли книга «античного» Евсевия на средневековом
труде Никифора Каллиста?
В результате схоластических манипуляций с числами возникали, например,
следующие «базисные даты», от которых затем и произв
|
|