|
читаем их потому, что следуем сегодня иной хронологии.
Хронологическая версия Скалигера зафиксировала лишь одну из нескольких
средневековых хронологических концепций. Наряду с принятой
сегодня хронологией раньше существовали и другие ее версии.
Например, считали, что Священная Римская империя германской
нации (X—XIII века н. э.) является непосредственным продолжением
Римской империи (павшей якобы в VI веке н. э. — согласно хронологии
Скалигера). Вот следы странного с современной точки зрения средневекового
спора: «Петрарка... якобы основываясь на целом ряде филологических
и психологических наблюдений, утверждал, что привилегии, данные
Цезарем и Нероном австрийскому герцогскому дому (в XIII веке
н. э. — Авт.), подложны. Тогда это еще нужно было доказывать».
РУСЬ И РИМ. Книга I 29
Для современного историка сама мысль о том, что Цезарь и Нерон
имели в виду австрийский герцогский дом (начавший править только в
1273 году н.э., то есть якобы через 1200 лет после Цезаря и Нерона),
нелепа. Но не так считали противники Петрарки в XIV веке н. э. («тогда
это еще нужно было доказывать»). По поводу этих споров Е. Пристер
замечает: «Все заинтересованные лица прекрасно понимали, что это были
явные и бессовестные фальшивки (такова сегодняшняя точка зрения. —
Авт.), и тем не менее они «вежливо» закрывали глаза на это обстоятельство
». Отметим, что это обычный комментарий историка, когда он сталкивается
с «неудобными» для него средневековыми представлениями.
Читатель привык, например, к той мысли, что знаменитые гладиаторские
бои происходили только в «далеком античном прошлом». Но это
не так. В. Классовский (XIX век), рассказывая о боях гладиаторов в
«античном» Риме, тут же замечает, что такие же бои устраивались и в
средневековой Европе XIV века н. э. В частности, он указывает на гладиаторские
бои в Неаполе (около 1344 года н.э.). Они, как и в «античности
», кончались смертью бойца.
ХРОНОЛОГИЯ И ДАТИРОВКА БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ.
ТИШЕНДОРФ
Датировки источников религиозных не менее темны и запутанны, чем
светских. В частности, хронология библейских книг и их датировка весьма
неопределенна и покоится на авторитете все той же хронологической школы
Скалигера — Петавиуса.
«Наиболее древними из сохранившихся более или менее полных экземпляров
Библии, — пишет современный исследователь христианства
И. А. Крывелев, — являются рукописи Александрийская, Ватиканская и
Синайская... Все три рукописи... датируются (палеографически, то есть
на основании «стиля почерка». — Авт.)... второй половиной IV в. н. э.
Язык кодексов (текстов Библии. — Авт.) греческий... Меньше всего известно
о Ватиканском кодексе, в частности, не ясно, как и откуда этот
памятник попал около 1475 г. в Ватикан... Об Александрийском кодексе
известно, что в 1628 г. ...патриарх Кирилл Лукарис подарил его английскому
королю Карлу I». Синайский кодекс обнаружен только в XIX веке
известным богословом К. Тишендорфом.
Итак, все три древнейших кодекса Библии появляются на свет после
XV века н. э. Репутация древности этих документов создана авторитетом
К. Тишендорфа, основывавшегося на «стиле почерка». Однако сама идея
палеографического датирования предполагает уже известную глобальную
хронологию других документов, а потому ни в какой мере не является
независимым способом датировки.
Из отдельных же библейских сочинений самым древним считаются
рукопись пророчества Захарии и рукопись Малахии, датируемые — и тоже
палеографически — якобы VI веком н. э. Наиболее древние из сохранив:
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко
шихся рукописей Библии написаны на греческом языке. Никаких еврейских
рукописей Библии ранее IX века н. э. (!) не существует, хотя рукописи
более позднего времени, главным образом середины XIII века н. э.,
имеются во многих национальных книгохранилищах. Самый старинный
еврейский манускрипт, содержащий полную ветхозаветную Библию, относится
только якобы к 1008 году н. э.
Предполагается, что канон Библии установлен Лаодикийским собором
363 года н. э., однако подлинных актов этого и других ранних соборов
не сохранилось. В действительности же канон Библии официально установлен
лишь со времени Тридентского собора Католической церкви,
длившегося с 1545 по 1563 год (во времена Реформации). По распоряжению
этого
|
|