|
я версия Скалигера отнюдь не была единственной.
Э. Бикерман вообще с сожалением говорит о «хаосе средневековых датировок
». Кроме того, анализ исторических документов показывает, что
прежние представления о времени резко отличались от нынешних. К тому
же до XIII—XIV веков приборы для измерения времени были чуть ли не
предметами роскоши. Обычными для средневековой Европы были солнечные
часы, песочные часы и клепсидры — водяные часы. Но солнеч:
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко
ные часы были пригодны лишь в ясную погоду, а клепсидры оставались
большой редкостью. В конце IX века н. э. для отсчета времени широко
применялись свечи. Так, англосаксонский король Альфред Великий брал
с собой в поездки свечи равной длины и приказывал сжигать их одну за
другой. Такой отсчет времени применялся еще в XIII—XIV веках, например,
при Карле V. Монахи ориентировались по количеству прочитанных
ими страниц священных книг или псалмов. А ведь для астрономических
наблюдений нужны часы с секундной стрелкой, но и после изобретения и
распространения в Европе механических часов они долго не имели даже
минутной стрелки.
В парадоксальном контрасте с неточностью измерения реального времени
в Средние века развивается изощреннейшая хронологическая каббала
(мистика). Ее приверженцы утверждали, в частности, что «те же
самые отрезки времени, которые употребляются для измерения земного...
времени, приобретают совершенно иную длительность... когда применяются
для измерения библейских событий... Августин приравнивал каждый
день творения к тысячелетию и пытался определить длительность истории
человечества».
Для темы нашей книги важна и такая неотъемлемая черта средневековой
историографии, как анахронизм, то есть когда прошлое рисуется в
тех же категориях, что и современность, когда, по замечанию современного
автора, «библейские и античные персонажи фигурируют в средневековых
костюмах... Соседство на порталах соборов ветхозаветных царей и
патриархов с античными мудрецами и евангельскими персонажами лучше
всего раскрывает анахроническое отношение к истории... Крестоносцы в
конце XI века были убеждены, что карают не потомков палачей Спасителя,
но самих этих палачей» (А. Я. Гуревич).
Современные историки, исходя из скалигеровской хронологии, полагают,
что Средневековье в грандиозных масштабах «смешало эпохи и
понятия», что средневековые авторы «по невежеству» отождествляли
древнюю, античную, библейскую эпохи с эпохой Средних веков. Но
кроме традиционного объяснения (якобы странной «любви» к анахронизмам)
возможна и другая точка зрения: многие подобные утверждения
средневековых авторов отвечали действительности, а «анахронизмами» мы
|
|