|
олный извод»... А между тем происходит непоправимое: архетип этого
извода, Лодийская рукопись, оказывается заброшенной, никому не хочется
биться над ее трудным текстом, ее отсылают обратно в Лоди, и там она
пропадает без вести: начиная с 1428 года о ее судьбе ничего неизвестно.
Европейские филологи до сих пор оплакивают эту потерю».
Книга Светония «Жизнь двенадцати цезарей» также имеется только в
очень поздних списках; все они восходят к единственной античной рукописи,
имевшейся будто бы в распоряжении хрониста Эйнхарда (якобы
около 818 года н. э.), который, создавая свою «Жизнь Карла», старательно
воспроизводил, как считается сегодня, «светониевские биографические
схемы». Эта так называемая Фульдская рукопись и первые
списки с нее до нас не дошли. Старейшим списком книги Светония
считается текст якобы IX века н. э., но открыт он был лишь в XVI веке.
Остальные списки датируются не ранее чем XI веком н. э. (рис. 11).
Датирование античных источников было осуществлено в XVI—XVII веках
на основе неизвестных нам соображений. Лишь в 1497 году была
обнаружена, например, книга «Об архитектуре» Витрувия. Как утверждает
Н. А. Морозов, в астрономическом разделе книги Витрувия с высокой
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко
Рис. 11. Старинная миниатюра, изображающая «античного» Архимеда
как средневекового ученого. Ватикан
точностью указаны периоды гелиоцентрических (!) обращений планет.
Выходит, что архитектор Витрувий (живший якобы в I—II веках н. э.)
знал эти числа лучше великого астронома Коперника! Более того, в
периоде обращения Сатурна он ошибся только на 0,00007 долю современного
значения периода, для Марса ошибка всего 0,006, а для Юпитера —
0,003. И снова возникают подозрения в позднейшей подделке.
Отметим далеко идущие параллели между книгой Витрувия и трудами
замечательного гуманиста XV века Альберти (1404—1472). Кстати, нельзя
не отметить некоторого созвучия имен Альберти и Витрувия ввиду частого
перехода «б» в «в» и наоборот: Альб(в)ерти — Витрувий. Альберти известен
как крупнейший архитектор эпохи раннего Возрождения, автор архитектурной
теории, в значительной мере сходной с аналогичной теорией
Витрувия. Как и «античный» Витрувий, он написал фундаментальный
труд, включающий в себя не только его теорию архитектуры, но и сведения
по математике, оптике, механике.
Название «античного» труда Альберти «Десять книг об архитектуре»
совпадает с названием средневекового труда Витрувия «Об архитектуре».
Сейчас считается, будто Витрувий был для Альберти образцом для подра:
РУСЬ И РИМ. Книга I
жания при составлении собственного
трактата. Труд Альберта
целиком выдержан «в античных
тонах». Специалисты
давно составили таблицы, в которых
параллельно друг другу
(иногда совпадая дословно) помещены
фрагменты из трудов
Альберти и Витрувия.
Итак, книга «античного»
Витрувия абсолютно естественно
вписывается в атмосферу XV века
н. э. А подавляющее большинство
средневековых построек
Альберти выполнено «в античном
стиле». В частности,
он создал дворец «по образцу и
подобию римского амфитеатра»
(рис. 12).
Таким образом, ведущий архитектор
своей эпохи Альберти Рис. 12. Скульптуры «античных язычников
» Аристотеля и Пифагора на запад
заполняет города Италии антич
ном фасаде Шартрского собора рядом с хри
ными постройками, которые сей
стианскими святыми. Якобы около
час (но не в XV веке н. э.) счита-1145—1170 годов. Здесь «Аристотель» и «Пиются
«подражаниями древности», фагор» олицетворяют музыку и диалектику.
Такое соседство «античных» и средневековых
пишет книги «в античном стиле»,
персонажей на барельефах и фресках христине
подозревая, что они будут по-анских храмов Европы и России — распросттом
объявлены «подражанием ан-раненное явление
тичности». И только после всего
этого (в 1497 году) будет открыта книга «античного архитектора Витрувия»,
подчас почти дословно совпадающая с книгой Альберти. Возможно, зодчие
XIV—XV веков не считали свою деятельность «подражанием античности
», а просто творили античность. Теория же о «подражании» появится
значительно позже.
ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
«СРЕДНЕВЕКОВЫЕ АНАХРОНИЗМЫ»
Хронологическ
|
|