|
ин пишет: «В 1951 году, когда археологи размечали сетку будущего раскопа,
здесь был пустырь, заросший бузиной и лопухами. Сквозь бурьян торчали ржавые
обрывки искореженной арматуры, трава кое-где пробивалась сквозь сплошные
развалы кирпичной щебенки: одна двухсот пятидесятая часть бессмысленного
пустыря, оставленного фашистскими факельщиками на месте цветущего города. Шел
седьмой послевоенный год. Новгород с трудом поднимался из руин, разравнивая и
застраивая пожарища» [993], с. 10.
Как затем пишет академик В.Л. Янин, «культурный слой» в волховском Новгороде
поднялся с конца XV века на два метра [993], с 16. То есть верхний слой
мостовых находился на двухметровой глубине. На такой глубине вполне могла
оказаться волховская мостовая довоенного времени то есть десятилетней давности,
— после того, как город был разрушен в 1941—1945 годах и здесь образовался
пустырь.
Нам могут возразить. Ведь между бревнами мостовых нашли «древнейшие» берестяные
грамоты, относящиеся якобы к XI—XV векам. И вообще, неужели еще в XIX веке
могли писать на бересте? По поводу содержания найденных «волховских грамот» мы
скажем ниже. Ничего такого, чего не могло быть написано в XIX веке, в них нет.
А по поводу употребления бересты как писчего материала В СОВСЕМ НЕДАВНИЕ
ВРЕМЕНА процитируем самого В.Л. Янина. «В музеях и архивах до нашего времени
сохранилось довольно много документов, написанных на бересте. Это позднейшие
рукописи, XVII—XIX веков, в их числе имеются и целые книги... Так, в 1715 году
в Сибири в берестяную, сохранившуюся до наших дней книгу записывали ясак...
Этнограф С. В. Максимов, видевший В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА берестяную книгу у
старообрядцев, на реке Мезени, даже восхищался этим необычным для нас писчим
материалом... Известно также и о... употреблении (берестяных грамот — Авт.)
шведами в XVII и XVIII веках» | [993], с. 27.
И далее: «Этнограф А.А, Дунин-Горчавич, который в начале НЫНЕШНЕГО СТОЛЕТИЯ (то
есть уже в XX веке - Авт.) наблюдал подготовку БЕРЕСТЫ у хантов, писал, что для
превращения ее в писчий материал бересту кипятят в воде» [993], с. 29.
Один из наших читателей, инженер-геолог Виталий Васильевич Козлов (Коми, г.
Ухта) прислал нам данные о книге, посвященной печати в годы Великой
Отечественной войны 1941—1945 годов. В разделе, рассказывающем о партизанской
печати, то есть об издании газет, листовок, плакатов и брошюр, сообщается, что
партизанские газеты ПЕЧАТАЛИСЬ НА БЕРЕСТЕ. Речь шла, в частности, и о
партизанах Северо-Западного фронта, то есть именно волховского новгородского
района. В книге излагалась даже технология изготовления берестяных листов и
оттисков.
Поэтому находки берестяных грамот в верхних слоях «волховского пирога» еще не
означают, что эти слои — «древние». Они вполне могли быть настелены в XIX веке
и даже в XX веке.
Могут спросить, зачем же было писать на бересте в XIX веке, когда уже
существовала бумага? Дело в том, что вплоть до XX века бумага была совсем не
дешевой. Береста, особенно на Севере, по-видимому, была гораздо дешевле бумаги.
При этом писчая береста являлась не просто кусками коры, сорванной с березы.
«Для письма бересту подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору более
эластичной, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои... Лист бересты чаще
всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы» [993], с. 33.
Поэтому береста при своей дешевизне вполне могла конкурировать с бумагой вплоть
до XIX века.
На бересте в основном писали чернилами, а не царапали буквы. В.Л. Янин
сообщает: «Все, без исключения, книги и грамоты на бересте, которыми наука
располагала до 26 июля 1951 года, были написаны ЧЕРНИЛАМИ» [993], с. 30. Но на
широко известных волховско-новгородских грамотах буквы процарапаны. Почему
здесь не сохранилось чернильных записей? Дело, по-видимому, в следующем.
Конечно, берестяные грамоты, найденные в болотистой земле, не сохранили на себе
остатков чернил. Чернила попросту смылись. Текст сохранился лишь на тех редких
грамотах, где буквы были процарапаны. Пример найденной археологами
волховско-новгородской грамоты приведен на рис. 43.
Рис.43. Берестяная волховско-«новгородская» грамота номер 109. Датируется якобы
началом XII века. То есть, на самом деле, это грамота XVI—XVII веков. Отметим,
что слова в ней уже разделены двоеточиями. Взято из [993], с. 172
Вернемся к содержанию волховско-новгородских берестяных «древних» грамот.
Практически все они, опубликованные академиком В.Л. Яниным в его книге «Я
послал тебе бересту», имеют БЫТОВОЕ содержание. Их текст не несет в себе
никаких признаков «глубокой древности». Конечно, сегодня историки пытаются
усмотреть там «очень древний колорит». Однако с тем же успехом в них можно
увидеть и колорит XIX века. Вот, например, грамота номер 288. Она датируется
якобы XIV веком. То есть на самом деле, как мы начинаем понимать, XVIII—XIX
веками (надо добавить 400 лет).
В грамоте написано: «...хаму 3 локти... золотнике зелоного шолку, другий
церленого, третий зелоного жолтого, золотн(ик) белил на белку, МЫЛА на белку,
бургалского, а на другую белку...» [993], с. 45—46. Академик ВА. Янин
комментирует этот текст следующим образом: <<Хотя это письмо не имеет ни начала,
ни конца, можно с уверенностью говорить, что оно содержит в себе запись или
расчет какого-то вышивальщика или вышивальщицы. Полотно, или по древнерусски
«хам», нужно было выбелить МЫЛОМ и «белилами»» [993], с. 46. Нас уверяют, что
данный текст безусловно свидетельствует о «глубочайшей древности» берестяной
грамоты, поскольку в старом русском языке слово «хамовник» означало «ткач»,
«полотнянщик» [223], [224], [225]. Однако поскольку в цитированной грамоте речь
идет о вышивании шелком, то не проще ли предподожить, что «.ламу» — это конец
оборванного слова БАРХАТУ. В котором буква Т записана «с тремя ножками», как
она часто писалась, и ошибочно была принята за букву М. Естественно, что шелком
скорее вышивали по бархату, чем по полотну. Вся картина в целом - БАРХАТ, МЫЛО,
БЕЛИЛА, РАЗНОЦВЕТНЫ
|
|