|
оказывается и у КУМРАНСКИХ ессеев: "Тела погребались на глубину НЕ
БОЛЕЕ ОДНОГО МЕТРА" [157], с.600. И в обоих случаях эта особенность
отмечается исследователями как необычная.
Общность караимов и кумранцев подчеркивается еще одним фактом. И
те, и другие отделяли себя от официального иудаизма. О караимах:
"Караимизм... возник как обособленное учение в иудаизме,
оппозиционное официальной доктрине" [95], с.99. О кумранских ессеях:
"Ессеи представляли собой религиозную секту, стремившуюся ВНЕ РАМОК
ОФИЦИЛЬНОГО ИУДАИЗМА жить в присутствии Бога" [157], с.602.
Но тогда нельзя не обратить внимание и на явную близость даже их
названий: КАРАИМ и КУМРАН. Если вспомнить, что гласные звуки
в словах изменчивы, то остающийся костяк из согласных практически
один и тот же: КРМ и КМР.
Таким образом, КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА - это, по нашей гипотезе,
КАРАИМСКАЯ ОБЩИНА. А караимы, как хорошо известно, действительно жили
например и в Египте, то есть недалеко от Мертвого моря. См.,
например, статью М.Этингофа "Караимы и иудаизм" в "Независимой
газете", февраль 1996 года.
В заключение, вернемся к "древним" кумранским рукописям. По нашей
гипотезе они отнюдь не из I века н.э. (когда, скорее всего, никаких
рукописей вообще и нигде не было), а из XV-XVI веков н.э. И написаны
КАРАИМАМИ, жившими в монастыре недалеко от Мертвого моря. Кстати,
известно, что в кумранских (караимских) манускриптах, наряду с
еврейскими текстами были обнаружены тексты на семи других языках
[157], с.603. А ведь караимы иногда писали "древне"-еврейскими
буквами не только на еврейском языке, но и на караимском, то есть
тюркском [95], с.104. Может быть это соображение будет полезно
исследователям при расшифровке некоторых непонятных сегодня
кумранских текстов.
Сообщение, будто кумранские тексты содержат почти полную Библию,
а не только Пятикнижие, вызывает к жизни гипотезу (в свете того, что
мы узнали выше о времени появления полных Библий), что караимский
монастырь Хирбет-Кумран функционировал возможно еще и в XVII или даже
в XVIII веке. В конце концов, даже турецкая администрация, не говоря
уж о европейской цивилизации, стала более или менее контролировать
эти места лишь с конца XIX века [71], с.188-198. Поэтому, что
происходило в этих местах ранее XIX века сказать пока трудно. Не
исключено, что там и до XIX века существовали караимские общины, у
которых были уже, естественно, не только Пятикнижие, но и выписки из
полных Библий. А почему же тогда не нашли тут печатных книг? Может
быть потому, что караимы предпочитали пользоваться не книгами, а
рукописными свитками [95]. И мусульманам для службы в мечетях
предписывалось пользоваться только РУКОПИСНЫМИ копиями Корана.
Стоит отметить, что даже ВНЕШНИЙ ВИД "ДРЕВНИХ" КУМРАНСКИХ СВИТКОВ
УДИВИТЕЛЬНО НАПОМИНАЕТ СОВРЕМЕННЫЕ КАРАИМСКИЕ СВИТКИ (например XIX
века), из их синагог-кенасс. И на тех и на других свитках текст
разбит на страницы КАК В КНИГАХ. См. рис.2.1 и 2.2.
Следуют эти страницы друг за другом тоже как в книге, одна сбоку от
другой. В итоге свиток разворачивается в длинную ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ
полосу, "нарезанную" на отдельные страницы. Но само такое
расположение страниц очевидно воспроизводит ИДЕЮ КНИГИ, которую нужно
листать, и в которой страницы на развороте расположены бок о бок, А
НЕ ОДНА ПОД ДРУГОЙ. А в действительно старых свитках строчки текста
должны были располагаться поперек свитка-полосы. Поэтому и держали
такой свиток при чтении вертикально. А текст располагался в длинный
узкий ВЕРТИКАЛЬНЫЙ столбец. Для создания таких свитков в средние века
использовались специальные столы. См. рис.2.3. Сохранилось
много изображений свитков на старых иконах. На всех них текст
расположен одним длинным вертикальным столбцом, а не нарезан на
страницы, расположенные бок о бок. См., например, книгу [175]. Таков
и известный Розетский камень (рис. 2.5). Он имеет вид свитка, а
не книги.
Даже первые издания книг стремились воспроизводить вид древнего
свитка и поэтому располагали на одной странице рядом два длинных
узких столбца. Это хорошо видно из рисунка 2.3, на котором
изображены как свитки, так и книги (а правом верхнем углу рисунка).
Иногда таким способом издают книги и сегодня. Он имеет некий оттенок
архаичности.
Следы происхождения колонки текста от свитка видны даже в
орнаменте, которыми украшались первые книги. Очертания узоров этого
орнамента часто напоминали края свитка, растянутого сверху вниз для
чтения. И закрученного по концам. Так оформлены и все первые
|
|