|
екий
"свод" на ипподроме. То есть именно там, где был казнен Андроник.
Во-вторых, в обоих случаях телом занимались не палачи и не родственники, а
какие-то
посторонние люди. Евангелия говорят о тайных учениках Христа - Иосифе и
Никодиме. А
Никита Хониат пишет о неких безымянных жалостливых людях.
В-третьих, - и это самое поразительное, - в обоих случаях "захоронение не
удается". Тело
Христа исчезает. А по поводу тела Андроника делаются странные заявления, что
оно, мол,
не разложившись, лежит где-то "до сего дня". Но "История" Никиты Хониата
охватывает
достаточно большой промежуток времени. Она заканчивается 1206 годом, то есть
через
двадцать лет после смерти Андроника. Так что же, все эти годы тело Андроника
так и
лежало у всех на виду, "не разложившись"? По-видимому, в исходном тексте,
который
редактировал "Хониат", о теле говорилось что-то совсем другое. Возможно, прямым
текстом было сказано, что тело исчезло или что Андроник воскрес. "Хониат",
вероятно,
попытался убрать явную аналогию с Христом и сделал это неуклюже. По крайней
мере,
мы видим явную странность текста Никиты Хониата в данном месте. Ни о каком
другом
царе Хониат не говорит, что он "так и не был захоронен". Указанная
характеристика
Андроника - уникальна.
Таким образом, все три основные момента евангельского повествования: снятие с
креста,
захоронение и воскресение (опустевший гроб) у Хониата присутствуют либо явно,
либо в
виде откровенных следов редакции евангельского рассказа.
ВЫВОД. Описанное выше соответствие между евангельским рассказом о Христе и
дошедшим до нас жизнеописанием Андроника, охватывает практически все основные
события их биографий. Иногда соответствие доходит до мельчайших подробностей.
Причем довольно часто оно позволяет гораздо лучше понять подлинный смысл
евангельского рассказа. Подчеркнем, что наложение биографий Андроника и Христа
возникло у нас чисто формально, на основе хронологических вычислений. Мы не
подыскивали специально исторического персонажа с евангельскими чертами
биографии.
Поэтому столь эффектное соответствие, лучше которого трудно было бы даже
ожидать,
говорит о том, что мы правильно указали то место в известной нам истории, где
расположен оригинал евангельских событий. А именно, - вторая половина XII века.
Надо
сказать, что текст Никиты Хониата нельзя рассматривать как достоверное и
оригинальное
свидетельство современника, как это обычно подается [933:1], с.5-8. У Хониата
много
туманных мест, есть повторы, когда одно и то же событие описывается несколько
раз под
разными углами зрения, см. ниже. Кроме того, в нем сквозит сильная
эмоциональная
неприязнь к Андронику - Христу. Все сказанное надо учитывать при анализе его
"Истории". Тем не менее, текст Хониата прекрасно дополняет Евангелия. Теперь,
имея
оба описания, мы понимаем евангельские события намного лучше и яснее, чем
раньше.
37. ПОЧЕМУ РАННЕ-ХРИСТИАНСКИЕ АВТОРЫ УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО ВТОРОЕ
ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА БУДЕТ В ВОСЬМОМ ВЕКЕ.
В ранне-христианской литературе бытовало мнение, что второе пришествие Христа
произойдет в восьмом веке. Один из отцов церкви - Кирилл Иерусалимский - даже
написал особое сочинение, называвшееся "Иже во святыхъ отца нашего Кирилла
патриарха Иерусалимскаго сказание НА ОСЬМЫЙ ВЕКЪ, и предание къ познанию веры,
яко же Христосъ паки приити иматъ судити живымъ и мертвымъ, его же царствию не
будет конца" [398:1], лист 95.
На данную тему было множество рассуждений и догадок. Но никто толком так и не
объяснил - при чем тут восьмой век. Однако теперь все встает на свои места.
Поясним, что
христианское учение о втором пришествии основывается на словах Христа,
переданных в
Евангелиях (Лука 17:22-37). Здесь подробно рассказывается о втором пришествии.
Кроме
того, считается, что ко второму пришествию относится и следующее место из
Матфея.
Христос говорит: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые
не
вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем"
(Матфей 16:28). Как мы теперь понимаем, эти слова были сказаны
Христом-Андроником
о своем будущем царствовании, которое скоро наступит. Тем не менее
|
|