|
били его по голове палками,
другие
пачкали ему ноздри пометом, третьи, НАМОЧИВ ГУБКУ СКОТСКИМИ И
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ИЗВЕРЖЕНИЯМИ, ВЫЖИМАЛИ ИХ ЕМУ НА ЛИЦО" [933:1],
с.358.
Буквально то же говорит и евангелист Матфей: "И плевали на Него и, взяв трость,
били
Его по голове... и, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное
место, дали
Ему ПИТЬ УКСУСА, СМЕШАННОГО С ЖЕЛЧЬЮ; и, отведав, не хотел пить" (Матфей
27:30-34). Лука пишет, что уксусом, то есть гадостью, Христа потчевали
неоднократно:
"Так же и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус" (Лука 23:36). То
же
самое говорится и об Андронике.
Хониат продолжает: <<Перенесши такое множество страданий, вытерпев тысячи и
других
мучений, о которых мы не упомянули, Андроник все еще имел довольно силы
мужественно и с полным сознанием переносить и новые страдания. Обращаясь к
нападавшей на него толпе, он ничего другого не говорил, как только: "Господи
помилуй"
и "Для чего вы еще ломаете сокрушенную трость?"... Один злодей ВОНЗИЛ ЕМУ
ДЛИННЫЙ МЕЧ в горло до самых внутренностей... Наконец после такого множества
мучений и страданий, он с трудом испустил дух, причем БОЛЕЗНЕННО ПРОТЯНУЛ
ПРАВУЮ РУКУ И ПРОВЕЛ ЕЮ ПО УСТАМ, ТАК ЧТО МНОГИЕ ПОДУМАЛИ, ЧТО
ОН СОСЕТ КАПЛЮЩУЮ ИЗ НЕЕ ЕЩЕ ГОРЯЧУЮ КРОВЬ, так как рука недавно была
отрублена>> [933:1], с.358.
По словам Хониата, Андроник, перед тем как испустить дух, провел рукою по губам,
как
будто бы хотел пить. Почти то же самое мы читаем и в Евангелиях. "После того
Иисус,
зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял
сосуд,
полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам
Его.
Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал
дух"
(Иоанн 19:28-30).
Итак, в обоих описаниях подчеркивается, что Христос-Андроник перед самой
смертью
захотел пить. Отметим, что это - достаточно необычная подробность. Она
появляется
далеко не часто при описаниях казней.
Евангелист Иоанн пишет: "Придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не
перебили у
него голеней, но один из воинов КОПЬЕМ ПРОНЗИЛ ЕМУ РЕБРА, и тотчас истекла
кровь и вода" (Иоанн 19:33-34). Это копье обычно изображается рядом с распятием,
см.
рис.2.61, рис.2.62 и рис.2.63. В случае с Андроником мы видим похожее описание:
воин
пронзил его длинным мечом, см. выше. "Длинный меч" вполне может означать копье.
36. СНЯТИЕ С КРЕСТА, ПОГРЕБЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ.
Напомним, что говорят Евангелия о снятии с креста и погребении Иисуса. Иоанн
пишет:
"После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, -
просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело
Иисуса. Пришел также и Никодим... и принес состав из смирны и алоя, литр около
ста. И
так они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно
погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в
котором
еще никто не был положен. Там положили Иисуса... потому что гроб был близко. В
первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, и видит, что
камень
отвален от гроба. И так, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику...
и
говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили его" (Иоанн
19:38-40;
20:1-2).
О снятии тела Андроника Хониат пишет следующее: "Спустя несколько дней тело
Андроника сняли с жалкой высоты, на которой оно висело, и... бросили в одном из
сводов
на ипподроме (то есть совсем рядом с тем местом, где Андроник был казнен - Авт.
).
Наконец нашлись люди с некоторой жалостью... Они взяли оттуда труп Андроника и
положили его в одном низменном месте подле Ефорова монастыря, построенного в
Зевксиппе. Здесь и доселе желающие могут видеть его. Состав его еще не совсем
разложился" [933:1], с.360.
Сравнивая эти два описания, мы видим следующее. Во-первых, в обоих случаях
говорится, что тело было снято и захоронено где-то совсем рядом. В одном случае
- это
новый гроб, как бы случайно оказавшийся рядом с крестом. В другом случае - это
|
|