|
иками.
Пилат же не принадлежал к этому роду, он был исполнителем. И действительно, в
истории Андроника ярко звучит тема предательства со стороны родственников, со
стороны знати. Именно они ненавидели Андроника и казнили его.
35. СТРАСТИ ХРИСТА И КАЗНЬ АНДРОНИКА.
История страстей Христа хорошо известна по Евангелиям и другим христианским
сочинениям, см., например, книгу "Страсти Христовы" [819:1]. Мы не будем
описывать их
здесь отдельно, поскольку читатель может обратиться к традиционным текстам.
Сразу
скажем, что каноническое описание страстей Христа и рассказ о казни Андроника,
приведенный, например, у Хониата, поразительно похожи. Казнь Андроника содержит
в
себе все три этапа страстей Христа: предварительное истязание, дорога к месту
распятия
и, наконец, сама казнь при большом стечении народа.
Вот что пишет Хониат: "Его заключили в тюрьму, называемую Анема, НАЛОЖИЛИ НА
ЕГО ГОРДУЮ ШЕЮ ДВЕ ТЯЖЕЛЫЕ ЦЕПИ... и заковали ноги его в кандалы. Когда в
таком виде его привели и представили царю Исааку (Ангелу - Авт.), его осыпают
ругательствами, бьют по щекам, толкают пинками, ему щиплют бороду, вырывают
зубы,
рвут на голове волосы. Затем отдают его на общее всем поругание... Наконец ЕМУ
ОТРУБИЛИ СЕКИРОЙ ПРАВУЮ РУКУ и снова бросили его в ту же тюрьму, где он
оставался без пищи и без питья... А спустя несколько дней ему выкалывают левый
глаз,
сажают на паршивого верблюда и с торжеством ведут по площади... Глупые и наглые
жители Константинополя... сбежавшись на это зрелище... нисколько не подумали о
том,
что этот человек, который так недавно был царем, что его все прославляли как
СПАСИТЕЛЯ... и что они дали страшную клятву на верность и преданность ему. С
бессмысленным гневом и в безотчетном увлечении они злодейски напали на
Андроника и
не было зла, которого бы не сделали ему. Одни били его по голове палками,
другие
пачкали ему ноздри пометом, третьи, НАМОЧИВ ГУБКУ СКОТСКИМИ И
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ИЗВЕРЖЕНИЯМИ, ВЫЖИМАЛИ ИХ ЕМУ НА ЛИЦО. Иные
кололи его рожнами в бока, а люди еще более наглые бросали в него камни... И
после
того... его стащили с жалкого верблюда... и... повесили за ноги МЕЖДУ ДВУХ
СТОЛБОВ, КОТОРЫЕ СОЕДИНЯЮТСЯ ВВЕРХУ КАМНЕМ И СТОЯТ ПОДЛЕ
МЕДНЫХ СТАТУЙ, ИЗОБРАЖАЮЩИХ РАЗЪЯРЕННУЮ ВОЛЧИЦУ И ГИЕНУ с
наклоненными друг к другу шеями как будто они хотят одна на другую броситься"
[933:1], с.357-358.
Здесь мы пока остановимся. Все мы знаем, что Христос был распят на кресте,
стоящем
посреди двух других крестов, к которым привязали двух разбойников, см. рис.2.85.
Все три креста стояли на горе Голгофе. То есть, так сказать, на некоем "большом
камне".
Но вглядевшись в текст Хониата, мы видим, что тут описана в общем такая же
картина,
хотя в несколько искаженном виде. Сказано, что Андроник был повешен между двух
столбов, соединенных сверху каким-то камнем. По-видимому, в исходном тексте
было
написано, что он был повешен между двух столбов, стоящих на каменной горе. То
есть
как бы "соединенных камнем", но не сверху, а снизу.
К столбам-крестам, согласно Евангелиям, были привязаны два разбойника, см. рис.
2.86.
А у "Хониата" вместо этого сказано, что столбы стояли подле двух каких-то
"разъяренных
медных статуй". Опять-таки здесь легко просматривается исходный евангельский
текст.
Но только вместо разбойников названы "волчица и гиена".
Более того, такое описание Хониата могло быть отнюдь не следствием какой-то
случайной ошибки. Его текст вполне соответствует символическому изображению
распятых разбойников на "древне"-египетских картинах. См., например, рис.2.87.
Здесь показан воскресший из мертвых Осирис. По бокам от него - два столба. К
каждому
из них привязано обезглавленное животное. Египетский Осирис - это Христос, см.
ниже.
То, что "животные" обезглавлены, означает, что их казнили. В целом символика
египетской картины в точности отвечает христианскому распятию. Христос был
распят
посреди двух разбойников и воскрес, а оба разбойника умерли. Данное "древне"-
египетское изображение хорошо соответствует тексту Хониата.
Что касается слов Хониата, что Андроника повесили за ноги, то совсем не
обязательно
думать, будто его повесили вниз головой, привязав ноги к какой-то перекладине.
На крест
тоже ВЕШАЛИ (распинали), причем привязывали или прибивали не только руки, но и
ноги.
Хониат сообщает, что по дороге к месту казни "одни
|
|