|
ослезился сам и приказал поднять Андроника, но он уверял, что не встанет с
пола, пока
КТО-НИБУДЬ ИЗ ПРЕДСТОЯЩИХ ПО ПРИКАЗАНИЮ ЦАРЯ НЕ ПРОТАЩИТ ЕГО ЗА
ЦЕПЬ ПО СТУПЕНЯМ ПРЕСТОЛА И НЕ ПОВЕРГНЕТ ПРЕД ЦАРСКИМ
СЕДАЛИЩЕМ. Как просил Андроник, так и было сделано. А исполнил это дело Исаак
Ангел, который впоследствии лишил Андроника власти - событие, которому нельзя
не
удивляться и которое едва ли можно объяснить бессмысленным стечением
обстоятельств
или простым случаем" [933:1], с.241-242.
Рассказанная история выглядит настолько странно, что сам Никита Хониат не
удерживается от растерянного комментария. Дело в том, что если бы нам сказали,
что это
произошло уже когда Андроника схватили и повели на казнь, то все стало бы на
свои
места. Но у Никиты Хониата рассказ помещен совсем в другое место, а именно,
отнесен к
тому времени, когда отношения между Андроником и Мануилом были хотя и сложными,
но не настолько плохими. И уж во всяком случае в тот момент подобного унижения
от
Андроника никто не требовал. Сам Хониат, вероятно, понимал, что данный сюжет
находится "не на своем месте" и поэтому путано рассуждает о невозможности
случайного
совпадения.
Но теперь мы понимаем - о чем на самом деле идет тут речь. Вспомним
евангельский
рассказ о захвате Христа воинами. См. выше цитаты из книги "Страсти Христовы".
Там
подробно говорится о железной цепи, возложенной на шею Христа. Сказано, как его
тащили за цепь. См. рис.2.72 и рис.2.73.
Оба рассказа - и евангельский, и Никиты Хониата - поразительно схожи. Здесь мы
видим,
как одно и то же событие на страницах различных летописей могло иногда
истолковываться совершенно по-разному. В данном случае евангельское описание
намного реалистичнее. Что касается рассказа Никиты Хониата, то перед нами -
явно
затуманенное и искаженное отражение событий. Тем не менее, основной мотив, а
именно,
что Христа-Андроника тащили за цепь на шее (по земле или по ступеням), передан
точно.
Впрочем, цепь на шее Андроника упоминается у Хониата еще раз и уже "на своем
месте".
А именно, при описании ареста Андроника. Когда свергнутого Андроника схватили,
"его
заключили в тюрьму, называемую Анема, наложили на его гордую шею ДВЕ ТЯЖЕЛЫЕ
ЦЕПИ, НА КОТОРЫХ ДЕРЖАТ В ЖЕЛЕЗНЫХ ОШЕЙНИКАХ СОДЕРЖИМЫХ В
ТЮРЬМЕ ЛЬВОВ и заковали ноги его в кандалы. Когда В ТАКОМ ВИДЕ его привели и
представили царю Исааку, его осыпают ругательствами, бьют по щекам, толкают
пинками" [933:1], с.356-357.
Очевидно, перед нами - краткий пересказ того же самого евангельского сюжета:
Христа с
железной цепью на шее волокут на судилище.
31. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ДВОР АННЫ АРХИЕРЕЯ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ТЮРЬМА
АНЕМА.
В евангельском изложении, Христа, после его пленения, ведут на двор Анны
архиерея
[819:1], лист 63. См. выше. У Никиты Хониата говорится, что как только
Андроника
схватили, его первым делом заключили в тюрьму под названием АНЕМА [933:1], с.
356.
Похоже, что здесь АННА и АНЕМА - одно и то же слово. В одном случае говорится о
дворе Анны, а в другом - о тюрьме Анема. Надо сказать, что буквы Н и М в старых
текстах могли легко путаться из-за того, что, например, обе иногда обозначались
одним и
тем же символом - волнистой черточкой. См. книгу "Империя", Приложение 2. Опять
мы
видим, как на страницах разных летописей одно и то же слово приобретало чуть
разные
формы и по-иному истолковывалось. Один переписчик воспринял его как имя
архиерея,
другой - как название тюрьмы.
32. ВЫКОЛОТЫЙ ГЛАЗ АНДРОНИКА И ПОВРЕЖДЕННЫЙ ГЛАЗ ХРИСТА НА
ПЛАЩАНИЦЕ.
Как пишет Хониат, Андронику перед казнью ВЫКАЛЫВАЮТ ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. "Спустя
несколько дней ему выкалывают левый глаз, сажают на паршивого верблюда и с
торжеством ведут по площади" [933:1], с.357. В Евангелиях об этом ничего не
говорится,
но на Плащанице видно, что один глаз у Христа был действительно поврежден и,
скорее
всего, выколот, см. выше. На данное обстоятельство обращали внимание разные
исследоват
|
|