|
о, во времена
Боттичелли еще
помнили (хотя уже смутно), что в Евангелиях описана беседа Исаака Ангела с
Андроником.
Кстати, по поводу слова "диавол". Оно состоит из двух частей: ДИА-ВОЛ, то есть
Бог Вол
или Бог - Бык. Напомним, что ДИА означает Бог, а вол - это бык. Такое имя
вполне
подходит к Исааку Ангелу. Дело в том, что, по словам Никиты Хониата, он считал
себя
"быкообразным царем". Мы цитируем: "Исаак Ангел... показал себя государем, по-
видимому, в высшей степени правосудным, несправедливо, впрочем, ПРИМЕНЯЯ К
СЕБЕ И ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЯ стихи из песни о БЫКООБРАЗНОМ ЦАРЕ" [933:2],
с.5. Таким образом, он сам себя называл царь-БЫК, что могло быть передано как
Диа-Вол,
Бог-Вол.
28.5. ЛУК ХРИСТА-АНДРОНИКА.
В описаниях Никиты Хониата, Робера де Клари и других авторов, рассказывавших о
падении Андроника, довольно много места уделяется тому, как Андроник во время
мятежа лично стрелял из лука. Выше мы уже привели слова Робера де Клари: "Когда
он
(Андроник - Авт.) увидел его (Исаака Ангела - Авт.), то был сильно опечален
этим и
спросил у своих, нет ли у кого из них лука, и ему принесли лук и стрелу. И
Андром взял
этот лук и натянул его, думая поразить Кирсака (то есть Исаака - Авт.), который
был
коронован, прямо в сердце. И как раз в то мгновение, когда он целился, тетива
вдруг
оборвалась... И он вернулся назад во дворец... Спустя день после того, как
Кирсак стал
императором, на портале храма изобразили, каким чудом Кирсак сделался
императором...
и как тетиву лука, из которого Андром хотел его убить, оборвал ангел, потому
что, как
говорили, род Кирсака назывался Ангелами" [729], с.23.
Об этом неудачном выстреле Андроника из лука пишет не только Робер де Клари.
"Примерно ту же версию излагают венецианские источники и продолжатели Гийома
Тирского" [729], с.136.
Никита Хониат также, по-видимому, рассказывает об этом событии, хотя и не пишет,
что
Андроник стрелял именно в Исаака. Тем не менее, он подчеркивает, что Андроник
действительно лично стрелял из лука в момент мятежа. Мы цитируем: "Что же
касается
Андроника - он, по прибытии в Большой дворец... решился вступить в бой с
народом и
стал собирать и приготовлять к сражению бывших при нем людей... Он и сам принял
участие в сражении, ВЗЯЛ В РУКИ ЛУК и сквозь щели огромной башни, которая
называется Кентинарием, бросал в наступающих стрелы" [933:1], с.354.
Таким образом, все основные летописи, описывающие свержение Андроника, хором
говорят о том, что Андроник лично стрелял или пытался выстрелить из лука. Более
того,
как мы видели, придя к власти, Исаак изобразил лук с порванной тетивой на
стенах храма.
Следовательно, луку Андроника и вообще этому событию придавалось исключительно
большое значение.
Возникает вопрос - а что мы знаем о луке в связи с Христом? Евангелия ни о чем
таком не
говорят. Тем не менее, нам удалось найти изображения, по-видимому, говорящие о
том,
что о луке Христа в средние века еще помнили. На рис.2.53 и рис.2.54
приведены все тринадцать пролетов так называемой второй Лоджии Сикстинской
капеллы в Ватикане, известной как "Лоджия Рафаэля". Если посмотреть на
центральные
подкупольные изображения, то мы увидим, что по крайней мере шесть из них
изображают
ангела, несущего лук, см. рис.2.55.
Другие пять - ангела с неким предметом, напоминающим золотой царский венец с
тремя
перьями, см. рис.2.56.
Еще на одном центральном изображении мы видим герб с двумя ключами Святого
апостола Петра и папской тиарой наверху, см. рис.2.57.
Одно изображение нам разглядеть не удалось, так как оно попало на сгиб альбома
[713].
Остальные изображения на потолках Лоджии Рафаэля рассказывают об основных
событиях Ветхого и Нового Заветов. В частности, на рис.2.58
представлен потолок тринадцатого пролета Лоджии Рафаэля в Сикстинской Капелле
Ватикана. Роспись называется "Сцены из жизни Христа". Мы видим здесь пять
больших
картин - одну в центре и четыре по сторонам. На четырех боковых картинах
изображены
следующие сцены: Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря. То
есть
четыре важнейших события из жизни Христа. Все
|
|