|
тно, что многие правители, в том числе и византийские, довольно
часто
лично вершили суд. Но в Евангелиях мы встречаем прямые указания на то, что
Христос
после входа в Иерусалим, - то есть, как мы теперь понимаем, когда стал
властителем
Царь-Града, - ЛИЧНО ВЕРШИЛ СУД. Говорится, что Христос "утром опять пришел в
храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели
к
нему женщину, взятую в прелюбодеянии и, поставив ее посреди, сказали Ему:
Учитель!
эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать
таких
камнями: Ты что скажешь? ... Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на
земле, не
обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись,
сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять,
наклонившись
низко, писал на земле... Они же, услышав то... стали уходить один за другим...
и остался
один Иисус и женщина, стоявшая посреди. Иисус, восклонившись, и не видя никого,
кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она
отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не
греши"
(Иоанн 8:1-11).
Здесь мы видим описание облеченного властью судьи, который судит, сидя на
некоем
возвышенном месте, поскольку обращаясь к остальным, он "восклоняется". И вообще,
Христос занят своими делами: что-то пишет, о чем-то думает и обращается к
окружающим явно свысока. Они вынуждены терпеливо ожидать его ответа. Наконец он
выносит решение и сообщает его окружающим. При этом обвиняемого ставят посреди
и
окружающие высказываются. Происходит суд. Любопытно, что именно так изображали
данную евангельскую сцену некоторые художники еще и в XVII веке. На рис.2.42
приведена картина Рембрандта "Христос и грешница". На первом плане показаны
Христос-судья и грешница. А на втором плане, сзади, эта же сцена суда
изображена еще
раз, причем в куда более величественном виде, см. рис.2.43.
Христос-судья восседает высоко вверху, на гигантском золотом троне в огромном
храме.
Перед ним, чуть ниже, стоит та же грешница в белом одеянии, окруженная людьми.
Многие - на коленях. Вся сцена изображена в точном соответствии с Евангелиями:
"Пришел в храм, и весь народ шел к Нему. ОН СЕЛ И УЧИЛ ИХ" (Иоанн 8:2).
Вероятно,
во времена Рембрандта боролись две тенденции в изображении Христа. Одна -
древняя и
правильная - еще помнила, что Христос-Андроник был императором, судьей,
восседал на
роскошном престоле. Вторая тенденция - реформаторская, поздняя - была уже
нацелена на
упрощенное изображение Христа в виде праведника, далекого от реальной царской
власти, скромно одетого. Таким образом, Рембрандт представил на своем полотне
обе
версии: Христос - царь и Христос - пророк. Напомним, что средневековые
художники
иногда изображали на одном и том же полотне "мультфильм", то есть две или даже
несколько сменяющих друг друга сцен.
Вот еще один штрих: "И сказал Иисус: НА СУД пришел Я в мир сей, чтобы невидящие
видели, а видящие стали слепы" (Иоанн 9:39). Возможно, здесь присутствует намек
на
настоящий суд и на распространенную в Византии казнь ослеплением. Никита Хониат
возмущенно пишет, что Андроник, придя к власти, ослепил за различные
прегрешения
многих знатных лиц. Например: "Этот человек считал для себя тот день погибшим,
когда
он не захватил или не ослепил какого-нибудь вельможу" [933:1], с.332. Туманный
намек
на ослепление противников Христа содержится также в старинных сказаниях о
Христе (в
так называемых апокрифах), например, в "Сказании Фомы Израильтянина о детстве
Христа" ("Евангелие от Фомы"). Сказано следующее: "Иисус сказал... они должны
понести наказание. И ТОТЧАС ОБВИНЯВШИЕ ЕГО ОСЛЕПЛИ. А видевшие то были
сильно испуганы и смущены, и говорили о Нем: каждое слово, которое Он
произносит,
доброе или злое, есть деяние и становится чудом" [307], с.223.
27. АНГЕЛЫ СЛУЖАТ ХРИСТУ И АНГЕЛЫ СЛУЖАТ АНДРОНИКУ.
Перед тем как Андроник вступил в Царь-Град, против него был выслан с войском
Андроник Ангел. Хониат пишет: <<Ангел, вступив в бой с неприятелем около
небольшой
крепост
|
|