|
начало мятежа.
<<Стефан Агиохристофорит, как человек предприимчивый, заботившийся о
благосостоянии своего государя и царя, решился схватить Исаака Ангела... Прибыв
в дом
Исаака... он приказал Исааку выйти и следовать за собой... Когда же тот... стал
медлить,
потому что, по одному уже его появлению, мог заключить о крайней беде, то
Агиохристофорит употребил силу... Исаак видел, что ему невозможно уйти... в том
самом
виде, как был... вскочив на коня и обнажив меч, он бросается на
Агиохристофорита и
направляет меч на его голову... ИСААК ПОРАЖАЕТ НЕСЧАСТНОГО В ГОЛОВУ И
НАНОСИТ СМЕРТЕЛЬНЫЙ УДАР. Рассекши его надвое, он... бросается на его слуг и
после того, как одного из них обратил в бегство одним лишь поднятием меча,
другому
отрубил ухо, а остальных разогнал иначе, так что все они разбежались по своим
домам, -
во весь опор скачет к великой церкви... Он громким голосом объявлял всем, что
этим
мечом... ОН УБИЛ СТЕФАНА АГИОХРИСТОФОРИТА... Между тем городская чернь...
стала тысячами стекаться к Великой церкви... Вместе с другими приходит сюда и
дядя
Исаака, по отцу, Иоанн Дука, со своим сыном Исааком, и оба поддерживают его
восстание... А так как со стороны императора тут не было никого... не было ни
людей,
знаменитых родом, ни друзей Андроника, ни вооруженных секирами варваров, ни...
ликторов... то собравшиеся становились смелее и смелее... Андроника не было в
городе:
он жил в Милудийском дворце на восточной стороне Пропонтиды.
Услышав в первую стражу ночи об убиении Агиохристофорита, он... написал к
жителям
города небольшую грамоту, в которой убеждал их прекратить мятеж, и которая
начиналась таким образом: "Что сделано, то сделано; казни не будет". С
наступлением
утра и приверженцы Андроника пытались укротить волнение народа, и сам Андроник
на
императорской триире приезжает в Большой дворец... Исаак (Ангел - Авт.)
провозглашен
был царем... и... выезжает из Великой церкви, имея в своей свите даже и
патриарха
Василия Каматира... Что же касается Андроника - он, по прибытии в Большой
дворец...
решился вступить в бой с народом и стал собирать и приготовлять к сражению
бывших
при нем людей... Видя однако же, что его усилия напрасны, он решается вступить
в
переговоры с народом и объявляет, что отказывается от царства и передает его
сыну
своему Мануилу... Но народ от этих слов еще более ожесточился... Когда же чернь
разломала ворота, называемые Карейскими и ворвалась во дворец, Андроник
обращается
в бегство. Сняв с ног пурпуровые сапоги, как сумасшедший, СБРОСИВ С ШЕИ КРЕСТ...
он надевает на голову варварскую шапку, которая оканчивается острием, похожим
на
пирамиду, и снова вступает на царскую трииру>> [933:1], с.349-354.
Таким образом, мятеж против Андроника, закончившийся его свержением, начался
именно с убийства Стефана. Именно он был первым "мучеником за Андроника". Кроме
того, Стефан Агиохристофорит был начальником царской охраны, то есть как бы
главным
служителем, архидиаконом, по-гречески. Как и Стефан первомученик, христианский
святой. Он был архидиаконом [988:0]. Следовательно, имя первого человека,
погибшего
за Христа, и имя первого человека, погибшего за Андроника, совпадают. Это был
Стефан.
В заключение отметим еще одну глухую параллель. Первомученик СТЕФАН был побит
камнями [988:0]. А упомянутое выше описание побиения камнями, - кстати,
единственное
у Никиты Хониата, - тоже связано именно со СТЕФАНОМ Агиохристофоритом. Правда,
Хониат считает, что камнями побивает сам Стефан [933:1], с.305. Но мы понимаем,
что
имеем дело не с оригинальным текстом, а с его обработкой. Поэтому кто именно
кого
побил - вполне может зависеть от конфессиональной принадлежности летописца.
"Хорошие люди" и "плохие" часто менялись местами на страницах летописей. А вот
сам
факт побиения камнями сохранился.
Напомним цитату из Хониата еще раз: "Степан Агиохристофорит... схватил камень,
какой
только мог взять рукой, и, бросив его в Макродуку... убеждал всех последовать
его
примеру... Все собравшиеся взялись за камни и стали бросать их в этих мужей"
[933:1],
с.305.
На рис.2.36
приведена картина Карпаччо "Побиение камнями Святого Стефана". Стефан изображен
справа. Он уже упал на колени, в него кидают камни. Обращает на себя внимание
центральная фигура в красном царском одеянии, стоящая на возвышении и
указыва
|
|