|
:1], с.338.
И опять мы видим пример того, как Хониат, обсуждая действия Андроника,
обращается к
евангельским ассоциациям. Чудо, нечеловеческая рука, утихшая буря и т.п.
Напомним,
что тема прекращения бури по просьбе Христа в Евангелиях присутствует в явном
виде.
"На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
И,
подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник, Наставник, погибаем. Но Он, встав,
запретил ветру и волнению воды: и перестали; и сделалась тишина" (Лука 8:23-24).
Отметим, что в приведенном фрагменте из Хониата его "евангельское высказывание"
плохо вяжется с предыдущим рассказом о грабеже кораблей. Складывается
впечатление,
что позднейший редактор пытался вставить евангельский рассказ об утихшей буре в
какое-нибудь подходящее место, но сделал это не очень удачно.
21. ХРИСТОС УЧИТЕЛЬ И МУДРЕЦ, АНДРОНИК - УЧИТЕЛЬ И СОФИСТ.
В Евангелиях часто к Христу обращаются словами "Учитель". Такое обращение
встречается десятки раз. См., например, [670], с.1155.
Никита Хониат, говоря об Андронике, тоже употребляет это слово, хотя и в
переносном
смысле: "Подобно жестокому УЧИТЕЛЮ" [933:1], с.332. Ни к одному другому
византийскому императору Хониат такого эпитета не прикладывает.
Более того, Хониат прямо называет Андроника "софистом", то есть мудрецом. Кроме
того, софистами называли также "учителей мудрости и красноречия" [85:1]. Хониат
говорит: "Он (Андроник - Авт.) прибегнул к письменным хитростям и, как СОФИСТ,
придумал небывалый способ" [933:1], с.291. Такая характеристика Андроника
вполне
соответствует евангельскому описанию Христа, где он действительно предстает
мудрецом
и учителем.
Опять-таки, в жизнеописаниях византийских императоров подобная характеристика
является уникальной или, по крайней мере, достаточно редкой.
22. АНДРОНИК И ИУДЕИ.
Согласно Евангелиям, противниками Иисуса являются иудейские первосвященники и
учителя. Никита Хониат описывает Андроника как византийского императора.
Отметим,
что в жизнеописаниях византийских императоров упоминания об иудеях, как о
противниках императора, - вещь достаточно редкая. Описывая казнь противников
Андроника, знатных жителей Царь-Града - Дуки и Макродуки, Никита Хониат пишет
следующее: "Степан Агиохристофорит... схватил камень, какой только мог взять
рукой, и,
бросив его в Макродуку... убеждал всех последовать его примеру... Все
собравшиеся
взялись за камни и стали бросать их в этих мужей... Затем, когда они еще дышали,
их
подняли люди, которым было поручено это дело и, закрыв их покрывалами...
отнесли
Дуку в отдаленное место, ОТВЕДЕННОЕ ИУДЕЯМ ДЛЯ КЛАДБИЩА" [933:1], с.305.
Таким образом, Хониат, хотя и очень глухо, но все-таки упоминает иудеев, говоря
о
противниках Андроника. Опять возникает впечатление, что перед нами - текст,
сильно
обработанный позднейшим редактором. Многое из того, о чем в оригинале
говорилось
прямо и открыто, превратилось здесь в глухие и малопонятные намеки.
Отметим также сам способ казни - избиение камнями. Это - библейская казнь, и о
ней
часто упоминается как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Например: "Кто из вас
без греха,
первый брось на нее камень" (Иоанн 8:7). Кстати, Хониат здесь тоже пытается
"сгладить
углы" и представить побиение камнями не как казнь, а как всего лишь
"предварительное
мучение", заявляя, что потом Дуку и Макродуку повесили. То есть казнили не
библейским
способом, а обычным, средневековым. Тем не менее, создается впечатление, что в
оригинале, который обрабатывал "Никита Хониат", речь шла все-таки именно о
библейском побиении камнями.
23. ПЕРВОМУЧЕНИК СТЕФАН И ПЕРВЫМ ПОСТРАДАВШИЙ ЗА АНДРОНИКА
СТЕФАН АГИОХРИСТОФОРИТ.
В истории христианской церкви известно, что ПЕРВЫМ мучеником за Христа был
архидиакон Стефан. См., например, "Деяния", главы 6-7 и 8:1-2; а также [988:0],
статья:
"Стефан, архидиакон и первомученик". На рис.2.35
приведено одно из многочисленных старинных изображений мученичества Святого
Стефана.
А в жизнеописании Андроника ПЕРВЫМ из его приближенных, кто погиб во время
мятежа, назван начальник дворцовой охраны СТЕФАН Агиохристофорит, то есть, в
переводе с греческого на русский: Стефан, Святого Христа Поддерживающий. Вот
как
Хониат описывает само
|
|