|
следующим
"хороших людей" за малейшие прегрешения. Он пишет: "Прибытие Андроника
сопровождалось для многих лишениями и скорбями или даже потерей жизни, либо
какой-
нибудь _______другой крайней бедой. Положив... в основание души своей
жестокость... этот
человек считал для себя тот день погибшим, когда он не захватил или не ослепил
какого-
нибудь вельможу... Подобно жестокому учителю то и дело поднимающему бич на
детей...
Многие даже во сне не находили для себя покоя... но, едва заснувши, вдруг в
испуге
пробуждались, увидев перед собой во сне Андроника или тех, кого этот свирепый,
упрямый и неумолимый в своем гневе человек принес в жертву своей жестокости.
Что
будет в последние дни, по предсказанию Богочеловека, то есть что двое будут на
одном
ложе и один поемлется, а другой оставляется, то же самое явно происходило и в
те дни,
потому что одного из супругов внезапно хватали и отводили на истязание... Отец
пренебрегал детьми, дети не заботились об отце. Если в одном доме было пять
человек, то
трое восставали против двоих и двое против троих" [933:1], с.332.
Другими словами, Андроник полностью пренебрегал родственными связями при
разборе
судебных дел. Здесь опять в тексте Хониата звучат явные ассоциации с
Евангелиями. В
самом деле, Матфей так передает слова Христа: "Не думайте, что Я пришел
принести мир
на землю, не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с
отцом
его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку -
домашние его.
Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына
или
дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Матфей 10:35-37).
И далее, Евангелия говорят: "Так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда
будут
двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна
берется,
а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час
Господь вам
приидет" (Матфей 24:40-42).
Никита Хониат здесь прямо и откровенно цитирует Евангелия, называя Христа
Богочеловеком, см. выше.
Никита Хониат прямо обвиняет Андроника, что тот не щадил даже своих собственных
родственников, отдавая приказ об их наказании и в то же время проливая
притворные (по
мнению Хониата) слезы жалости. Так например, Андроник "отдал под суд дядю
И`саакова
Константина Макродуку и Андроника Дуку... Спустя несколько дней эти люди были
осуждены за оскорбление царского величества, несмотря на то, что принадлежали к
партии Андроника, были самыми главными ее членами и вернейшими его друзьями"
[933:1], с.303. Оба были повешены [933:1], с.305.
После чего "некоторые из приближенных к Андронику попросили у него снять тела
повешенных. Выслушав просьбу без неудовольствия, Андроник спросил: давно ли они
умерли, и, узнав от исполнителей казни, что злые зле погибли, сказал, что он
жалеет об
участи этих людей. С этими словами он заплакал и затем прибавил, что власть и
строгость
закона сильнее собственных его чувств и склонностей и решение судей сильнее его
личного расположения" [933:1], с.306.
Тем самым, Андроник подчеркивал, что никакие связи, в том числе дружеские или
родственные, даже с самим императором, не могут освободить от заслуженного
наказания.
Хониат приводит следующий яркий пример. По словам Хониата, во времена Андроника
существовал старый обычай, согласно которому потерпевший крушение и прибитый к
берегу корабль разграблялся местными жителями. Это весьма мешало торговле и
было
вредно для государства. Многочисленные строгие запреты предыдущих императоров
ничего не могли с этим поделать. Поэтому, когда Андроник заявил, что он
прекратит
данное безобразие немедленно, никто не поверил. Однако Андроник издал указ,
согласно
которому в случае разграбления разбившегося корабля начальник той области, где
это
произошло, будет повешен на этом самом месте. Грабеж прекратился немедленно.
Более
того, местные жители стали помогать потерпевшим кораблекрушение, снабжать их
едой и
т.п. Хониат пишет по данному поводу: "Таким то образом на место бури вдруг
явилась
тишина и эта перемена до того была нечаянна, что, казалось, была делом руки
явно
нечеловеческой" [93
|
|