|
кие предшественники. Нашлись
люди, которые изложили ему апокрифы, могли найтись и такие, которые были не
прочь и присочинить их, – и из всего этого создалась история венчания на
царство.
Так мы себе можем представить ход мыслей при развитии плана в уме Иоанна
относительно венчания на царство. Уж слишком слабы и шатки все вышеуказанные
апокрифы, чтобы на них строить серьезное государственное здание. Человек с
крепким умом не считал бы необходимостью прибегать к столь слабым историческим
доводам. Напротив поступит человек с болезненно развитой фантазией и
воображением, одерживающим перевес над разумом. Такой человек искренне верит
апокрифам, он их исповедует как истину, переносит в жизнь и старается
осуществить их на деле.
Иоанн был именно таким лицом, поэтому он и захотел привести к бытию свои
фантастические планы о царском титуле, царском венчании, венце и бармах…
А сказал самодержец: да будет! И бысть.
Анастасия Романовна – первая жена Грозного
16 февраля 1547 года, завершив древний обряд выбора невесты из многих сотен
претенденток, Иван сыграл свою первую свадьбу. Его женой стала Анастасия
Романовна Захарьина – дочь окольничего Романа Юрьевича, чьи потомки стали
впоследствии носить фамилию Романовых и под этой фамилией три века занимали
российский царский, а затем и императорский престол.
Теперь придется вспомнить, что у Юрия Захарьевича и жены его Ирины Ивановны,
урожденной боярыни Тучковой, было шесть сыновей и две дочери. Из сыновей же
более прочих прославился второй – Михаил, которого умирающий Василий III
оставил среди опекунов своей вдовы и сирот, и четвертый – Роман, вошедший в
историю России из-за того, что именно его потомки – трое сыновей и три дочери –
носили фамилию Романовых.
Как раз младшая дочь Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева, Анастасия Романовна,
носившая по отцу родовое имя Романовой, и стала женой царя Ивана.
Вот как анализировал этот сюжет уже знакомый нам П. И. Ковалевский: «Спустя
четыре недели Иоанн женился на Анастасии Захарьиной, которая, помимо красоты,
отличалась целомудрием, смирением, набожностью, чувствительностью, благостью и
основательным умом».
Однако и искренняя любовь к добродетельной супруге не могла укротить души
Иоанна, пылкой и беспокойной, стремительной к порывам гнева и приученной к
шумной праздности и к шумным и неблагочинным забавам.
«Он любил показывать себя, – говорит Карамзин, – царем, но не в делах
мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности прихотей, играл милостями и
опалами; умножая число любимцев, еще более умножал число отверженных;
своевольствовал, чтобы показать свою независимость… Никогда Россия не
управлялась хуже: Глинские, подобно Шуйским, делали что хотели именем юного
государя; наслаждались почестями, богатствами и равнодушно смотрели на
неверность частных властителей».
Государева «медвежья потеха»
Анастасия своею кротостью и прочими прекрасными качествами сумела на первое
время смягчить нрав своего венценосного супруга, однако ненадолго. Историк С. Д.
Горский, повествуя о первых месяцах их супружества, приводит факты,
свидетельствующие о неискоренимой, маниакальной жестокости Грозного. Он писал,
что однажды Ивану Васильевичу захотелось повеселиться по-прежнему и он велел
пригнать пред свои очи мужиков для его государевой потехи. Тогда тотчас же
царские слуги помчались на постоялые дворы, где останавливались челобитчики,
приходившие в Москву искать правды в судах да в приказах. Слуги говорили
челобитчикам:
– Государь Великий, царь всея Руси Иоанн Васильевич пожаловал вас, рабов его,
милостью: велел вам явиться перед его светлые царские очи, чтоб могли вы,
холопишки его, челобитные свои государю подать.
Ходоки с радостью бросались к саням и мчались в Кремль.
Их проводили к Красному крыльцу, возле которого стояли стрельцы с бердышами
и копьями. Челобитчиков ставили перед крыльцом, и те стояли на коленях, ожидая
государя.
В это время на самом верху крыльца устанавливали большое красивое кресло с
высокой спинкой, и тут же в богатой, крытой бархатом шубе вышел из покоев
государь. Государь, улыбаясь, ласково кивал головой и, махнув платком,
опустился в кресло.
Челобитчики ликовали: ласков государь да милостив, тотчас же разрешит дела
по правде-истине и справедливости.
Вдруг, к их изумлению, стрельцы быстро встали вокруг них. На нижних ступенях
Красного крыльца появился богато одетый царский слуга и громко произнес:
– Великий государь, царь всея Руси Иоанн Васильевич жалует вас, холопишек
своих, игрой перед его светлыми очами.
Хотя челобитчики слышали все, но ровным счетом не понимали: «Что за милость?
Что за игра?»
Да враз прозрели: прямо к ним, сквозь строй расступившихся стрельцов,
царские псари и конюхи вели на цепях, продетых сквозь ноздри, трех огромных
медведей. Введя зверей в круг, поводыри тут же выпустили цепи из рук и нырнули
за спины стрельцов, вновь сомкнувших кольцо и ощетинившихся бердышками и
копьями.
Стоявшие на коленях мужики, опасливо оглядываясь на трех свирепых медведей и
на поводырей, державших их на цепях, все же больше смотрели на государя и
видели, как сверкают его очи и как пятна румянца выступают на его щеках.
Заметили мужи
|
|