|
и, что и поводыри остановились и, замерев, не сводили с государя
глаз.
Государь махнул платком, и вдруг поводыри отпустили из рук цепи, и медведи
ринулись на стоявших на коленях просителей.
Кое-кто из челобитчиков успел вскочить на ноги и побежать к стрельцам, но те
отбрасывали их к медведям копьями и бердышками, а кое-кто так и не успел встать
с колен.
Дальше челобитчики уже ничего не помнили: медведи катали их по снегу, грызли
и рвали, сдирали с голов скальпы. Слышался только хруст костей и придушенные
вопли несчастных… И над всем этим – безумный смех юного государя…
Через четверть века, желая оправдать свою жестокость над беззащитными
подданными, Иван писал князю Андрею Курбскому, бежавшему перед тем к
враждебному польскому королю: «Что же до игр, то устраивал я их для того, чтобы
он (народ) нас, своих государей, признал, а не вас, изменников, подобно тому
как мать разрешает детям забавы в младенческом возрасте, ибо когда они вырастут,
то откажутся от них сами или по советам родителей, к более достойному
обратятся, или подобно тому как Бог разрешил евреям приносить жертвы – лишь бы
Богу приносили, а не бесам».
И здесь Иван лукавит, объявляя «потеху» делом, угодным народу и даже –
богоугодным.
Пожар в Москве весной 1547 года
Снова во дворце появились непотребные девки, причем многие пришли к царю по
своей воле, чтобы снискать его милости и расположение к своим близким, ибо были
среди них дочери, и племянницы, и сестры доброродных людей – стольников,
окольничих, даже князей и бояр. Анастасия впала в немилость. Царь изредка
допускал ее к себе и редко исполнял ее просьбы.
11 апреля 1547 года Анастасия попросила принять на службу во дворец своего
родственника Василия Захарьина, и муж, почему-то рассмеявшись, согласился
принять его завтра же.
На следующий день Иван велел быть Анастасии к столу, и она пришла, не увидев
за столом ни одной женщины, зато сразу же усмотрела в углу столовой палаты
одинокую фигуру в дурацком наряде и колпаке с бубенчиками.
Шут стоял, опустив голову и закрыв руками лицо.
– Васька Захарьин! – крикнул Иван шуту. – Подойди к столу, поблагодари
царицу за милость. Это она упросила меня взять тебя на службу.
Шут, подойдя, произнес:
– Спасибо тебе, матушка-царица! Пожаловала и превозвысила ты и меня, и весь
наш род. Однако же и ты, и сам государь зло горазды шутить, и вам бы обоим
пристало шутами быть.
Анастасия лишилась чувств, а Василий Захарьин сразу же после обеда был
выставлен один на один против свирепого медведя и умер в мучениях, растерзанный
голодным зверем.
Слух о происшедшем в тот же день вылетел за стены Кремля, и когда назавтра,
12 апреля, вспыхнул в Москве пожар, его сочли за наказание Господне, ибо
преступление было и кощунственным, и ужасным, и столь же ужасной должна была
быть и кара небесная.
Так оно и случилось: этот пожар оказался страшнее всех других. Вся Москва,
горевшая два месяца, превратилась в пепел и прах.
Вот какие подробности о пожаре приводит в книге «Из истории Москвы» В. В.
Назаревский: «Весною, 12 апреля, выгорела часть Китай-города, примыкавшая к
Москве-реке. Одна крепостная башня, служившая пороховым складом, взлетела на
воздух с частью китайской стены. Затем, 20 апреля, выгорела часть посада около
устья Яузы, на Болвановке, где жили кожевники и гончары. 21 июня вспыхнул новый,
еще не виданный с изначала Москвы пожар. Он пошел от Воздвиженья на Арбат и
сжег все Занеглименье. Поднявшаяся буря погнала отсюда огонь на Кремль: там
загорелся верх Успенского собора, крыша царских палат, двор царской казны.
Благовещенский собор с его драгоценными иконами греческого и русского письма
(Андрея Рублева), митрополичий двор и царская конюшня.
Погорели монастыри – Чудов и Вознесенский, и погибли все боярские дома в
Кремле. Одна пороховая башня с частью стены взлетела на воздух. Пожар перешел в
Китай-город и истребил оставшееся от первого пожара. На Большом посаде сгорели:
Тверская, Дмитровка до Николо-Грачевского монастыря, Рождественка, Мясницкая до
Флора и Лавра, Покровка до не существующей теперь церкви св. Василия, со
многими храмами, причем погибла масса древних книг, икон и драгоценной
церковной утвари.
Около двух тысяч народу сгорело живьем, митрополит Макарий едва не задохся
от дыму в Успенском соборе, откуда он своими руками вынес образ Богоматери,
написанный святителем Петром. Владыка, в сопровождении протопопа Гурия, несшего
Кормчую книгу – свод правил и законов, определявших церковную жизнь, взошел на
Тайницкую башню, охваченную густым дымом. Макария стали спускать с башни на
канате на Москворецкую набережную, но тот оборвался, и владыка так ушибся, что
едва пришел в себя и был отвезен в Новоспасский монастырь. Царь с семьей и
боярами уехал за город, в село Воробьево.
Интрига пустила в народ молву, будто Москва сгорела от Глинских,
родственников царя. Бабка его, княгиня Анна, будто разрывала могилы и из
покойников сердца вынимала, высушив их, толкла, порошок сыпала в воду, а тою
водою, ездя по Москве, улицы кропила, от того-де Москва и сгорела. В городе
начались народные волнения».
П. И. Ковалевский о событиях 1547 года
А вот что пишет о дальнейших событиях, произошедших в Москве, уже известный
вам П. И. Ковалевский: «Бояре, недовольные правлением Глинских, воспо
|
|